Годовой отчет за 2020 год

Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас»

Содержание

Вступительное слово директора фонда Т. Тульчинской
Миссия, цели, базовые принципы и ценности
Кому мы помогаем
Команда
Программы
    I. Помогающий центр
    II. Программа Социальной адаптации детей-сирот
    III. Программы материальной помощи «Это нужно сегодня» и «Лечение»
    IV. Проекты
Мероприятия
Финансовый отчет
Как вы можете помочь

Вступительное слово директора фонда Т. Тульчинской

Дорогие друзья! Говоря о том, каким был 2020  год, впервые за долгое время не приходится подбирать слова, потому что этот год, уж точно, был совсем не похож на все предыдущие. То, что случилось со всеми нами во время пандемии, оказалось колоссальной проверкой на прочность, и я счастлива тем, что мы ее выдержали. Мы не оставили без помощи никого из наших подопечных, и никто из наших друзей и партнеров не оставил без поддержки нас. Многое, конечно, поменялось: мы корректировали бюджет, осваивали новые онлайн-форматы, писали антикризисные грантовые заявки. Это было время очень глубокой внутренней работы команды фонда, ее обновления и укрепления. Конечно, подобные потрясения – это не то, о чем мечтает любая организация, но полученный опыт невероятно важен для нас, а укрепившееся чувство уверенности в поддержке наших друзей вообще бесценно. Спасибо вам, и оставайтесь с нами, вместе мы сможем еще больше!

Татьяна Тульчинская, директор фонда «Здесь и сейчас»

Миссия, цели, базовые принципы и ценности

Миссией фонда является комплексное решение проблемы сиротства в России.

Основные цели фонда:

  • Комплексное сопровождение приемных семей, принявших на воспитание детей с особенностями здоровья, развития, поведения.
  • Реализация программ социальной адаптации для детей-сирот, находящихся в учреждениях, в том числе, проведение специальных тренингов и семинаров для выпускников и старшеклассников, организация и проведения выездных и каникулярных программ для воспитанников.
  • Профессиональное наставничество воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот.
  • Обучение и повышение квалификации специалистов, работающих в теме сиротства.
  • Консультирование потенциальных принимающих родителей.
  • Оказание некапитальной, но необходимой материальной помощи сиротским учреждениям, дополняющей то, что не финансируется государственными бюджетами, оказание необходимой материальной помощи выпускникам сиротских учреждений, приемным семьям и семьям группы риска.
  • Помощь в лечении и обеспечении медикаментами и медицинским оборудованием детей-сирот, приемных детей и сиротских учреждений.
  • Консультирование заинтересованных лиц, готовых принять личное участие в решении проблемы социального сиротства.

Базовые принципы деятельности фонда, ценности, которые фонд поддерживает и отстаивает:

  • Центрированность на детей. Фонд занимается детьми, а не учреждениями.
  • Приоритет семейного воспитания детей над институционализированным.
  • Фокус на конкретном человеке, на том, как помочь ему реализовать свои интересы, воспользоваться свободой выбора направлений собственного развития.
  • Бескомпромиссная вера в потенциал каждого ребенка.
  • Сосредоточенность усилий на том, чтобы каждый ребенок мог быть включен в социум.
  • Командный подход в работе.
  • Долгосрочность и системность сопровождения, а не «акционизм».

Кому мы помогаем

В 2020 году нашими основными целевыми аудиториями оставались:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, живущие в учреждениях 6 регионов России: Ивановской, Кировской, Московской, Нижегородской, Ростовской и Рязанской областей, в которых фонд реализует различные программы. В регулярных программах фонда приняли участие 115 детей.
  • Выпускники сиротских учреждений. В проекте поддержки выпускников участвовали 19 человек.
  • Приемные семьи, в том числе принявшие на воспитание детей с особенностями развития. В 2020 году в Помогающем центре* получили помощь 75 детей и 87 родителей и других родственников из 67 семей.
  • Персонал сиротских учреждений и сотрудники региональных НКО, работающих в теме сиротства. В 2020 году 70 специалистов семейного устройства приняли участие в межрегиональной онлайн конференции.
  • Потенциальные приемные родители.
  • Малообеспеченные семьи и семьи группы риска.

*В конце 2020 года Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми переименован в Помогающий центр.

Команда

Наша команда состоит из большого числа людей, неравнодушных к судьбам детей-сирот.

Попечительский совет – надзорный орган фонда, это люди, которые не только осуществляют контролирующую функцию, но и сами активно поддерживают работу фонда:

  • Тагиев Руслан Русланович, Генеральный директор АО «Медиаскоп» – председатель попечительского совета
  • Никитин Станислав Станиславович, Исполнительный директор ООО «Пополочкам»
  • Поташев Максим Оскарович, Президент ассоциации спортивного бриджа России, магистр игры «Что? Где? Когда?», глава компании «RP Consulting»
  • Ересковский Алексей, Партнер компании AXES PRO
  • Кузнецов Сергей Олегович, Главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы
  • Плохов Александр Васильевич, Бизнесмен

Высший орган управления фонда по Уставу – Совет фонда, люди, которые определяют основные направления деятельности фонда:

  • Лахманлос Инна Ихиловна – председатель Совета фонда
  • Тульчинская Татьяна Владимировна
  • Хадеева Мария Валерьевна
  • Огарева Елена Евгеньевна
  • Леониду Алла Анатольевна

Единоличным исполнительным органом фонда является директор – Тульчинская Татьяна Владимировна ([email protected], +7-903-761-33-94).

В штате фонда в 2020 году работали 23 сотрудника. И, как всегда, детям помогали многие волонтеры, без поддержки которых было бы невозможно осуществить всю проделанную работу.

Программы

I. Помогающий центр

В конце 2020 года Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми был переименован в Помогающий центр. У центра по-прежнему осталось два основных направления работы: комплексная поддержка принимающих семей и обмен опытом и распространение практик комплексного подхода к работе с приемными семьями среди специалистов семейного устройства.

В связи с пандемией часть работы центра была переведена в онлайн. То, что казалось минусом на первый взгляд, выявило много преимуществ: удалось не только сохранить в работе большую часть семей, но и привлечь новые семьи, которые раньше не могли позволить себе посещать регулярно очные занятия из-за удаленного проживания от центра. А в мероприятиях для специалистов смогли принять участие люди из отдаленных регионов.

В 2020 году в Помогающий центр обратились 3 семьи с угрозой возврата детей в детские дома. На конец года все обратившиеся семьи с помощью специалистов центра нашли ресурсы оставить детей в семье, выстраиваются дальнейшие стратегии взаимодействия внутри семьи, призванные избежать возврата ребенка и наладить взаимоотношения.

Благодаря пересмотру распределения рабочего времени специалистов удалось выделить ресурсы на пересмотр методологической базы организации, провести аудит существующих методических программ, переработать накопленный опыт в новые методические программы. Готовятся материалы по дистанционным методам работы.

Благодаря проведенной методологической работе изменились акценты работы центра, вектор сместился в сторону работы с родителями, поскольку анализ предыдущей работы показал, что помощь гораздо эффективнее, когда вся семья рассматривается как система, а не только оказывается узконаправленная помощь ребенку. В результате такого анализа и благодаря увеличению финансирования было увеличено число специалистов центра, что позволило оказывать помощь большему количеству благополучателей: в 2020 году больше родителей (и других родственников, участвующих в воспитании детей) получили поддержку в Помогающем центре.

Была разработана процедура и система оценки эффективности деятельности центра. Внедрена CRM-система, которая позволяет хранить информацию о благополучателях, систематизировать собранные данные, формировать отчеты по значимым показателям и обеспечивает контроль прохождения описанных и внедренных бизнес-процессов.

Работа с приемными семьями

Важное направление работы – индивидуальная работа психологов Помогающего центра с приемными семьями. В фокусе, как правило, вся семья, которую мы рассматриваем как систему. Каждая семья, взятая в индивидуальную работу, получает комплексную помощь: в центре работают психологи для взрослых, подростков, детей, лечебный педагог, социальный педагог и нейропсихолог. Они коллегиально разрабатывают маршрут помощи семье, обсуждают его с родителями, корректируют в соответствии с ожиданиями семьи.

На фоне пандемии, изоляции, дистанционного обучения детей, ограничений на путешествия и отдых, повышения общего уровня тревоги, ухудшения физического здоровья после болезни у некоторых родителей уменьшилось количество свободного времени, времени на восстановление ресурса и проработке родительских компетенций, в ряде случаев ухудшилась внутрисемейная коммуникация и стали более напряженными детско-родительские отношения. Также ситуация сильно повлияла на степень социализации и уровень самооценки у детей и подростков, некоторые из них не смогли сильно продвинуться в освоении новых знаний и навыков или сохранить достигнутые в прошлых периодах результаты. Однако несмотря на случившиеся ухудшения специалисты центра продолжали работать и поддерживать семьи и старались придумывать новые форматы помощи в новых условиях.

В 2020 году в индивидуальной работе с психологами находилось свыше 50 семей, была проведена диагностика и коррекционная работа нейропсихолога с более чем 30 детьми, свыше 20 семей получили консультации у социального педагога по вопросам образования и взаимодействия со школой.

Спасибо за консультацию по школам и информационное сопровождение после консультации. Появилась ясность и уверенность в том, что нам удастся выбрать оптимальный образовательный маршрут для ребенка, взятого под опеку.

Наталья К., приемная мама

В 2020 году 40% семей, получающих помощь Помогающего центра, работали со специалистами центра по долгосрочной комплексной программе, что позволило родителям восстановить ресурсное состояние, улучшить способность к саморегуляции у детей и подростков, вести работу с детьми и подростками, получившими травмирующий опыт в раннем детстве. 60% семей пришли впервые – в ситуации пандемии число обращений увеличилось.

Пандемия не позволила организовать традиционный выезд семей за город. Но специалисты центра понимали, что передышка очень нужна семьям, поэтому в конце года появились новые форматы работы с семьей: новогодний марафон и аудиотеатр. Во время марафона мастер-классов «Новогодний уют» каждая приемная семья могла не только провести время вместе, но и смастерить что-то полезное для новогоднего настроения. А аудиотеатр – театральная онлайн группа для всей семьи, на протяжении нескольких встреч работавшая над определенной постановкой. Всего было проведено три потока: для семей с детьми-дошкольниками, детьми младшего школьного возраста и подростками.

Участие в занятиях аудиотеатра превзошли все наши ожидания! Ребенок получил все то, что не смог получить в театральном кружке школы, куда его не взяли из-за инвалидности.

София Т., приемная мама

Работа с приемными детьми

Одна из самых частых жалоб приемных семей – отсутствие возможностей социализации приемного ребенка. Детей с особенностями развития и поведения часто не принимают в школьном коллективе, они являются группой риска в плане буллинга со стороны сверстников. Специалисты и психологи центра выстраивают групповую работу с детьми так, чтобы проблема социализации решалась.

Семья Х. говорит, что только в БФ «Здесь и сейчас» приемный ребенок почувствовал себя нужным на занятиях: в других коллективах удержаться не удавалось, ребенка отовсюду выгоняли.

В 2020 году продолжила работу «Киностудия» для подростков – проект, на котором ребята снимали кино, пробовали себя в качестве актеров, а также учились основам командной работы. Поскольку в студии занимаются взрослые дети, то углубились в подростковые вопросы, большинство участников волновал вопрос об изменениях человека либо под влиянием обстоятельств, либо связанных с какой-то внутренней работой. В течение года 5 волонтеров помогали в студии в качестве тьюторов.

Понимая, что многие приемные родители и дети оказались в ситуации, когда летний отдых из-за пандемии не состоялся, летом провели онлайн лагерь для подростков. И он оказался таким востребованным, что осенью повторили его еще раз – как раз, когда в школах продлили каникулы, и подростки оказались предоставлены сами себе.

Мы благодарны Помогающему центру за то, что занятия для подростков были сохранены в онлайн-формате. Это дает возможность социализации даже во время самоизоляции. Дочери нравится, что не нужно тратить время на дорогу, и мне самой кажется, что онлайн-формат даже пошел ей на пользу, она стала спокойнее и уравновешеннее, с нетерпением ждет новых занятий.

Татьяна П., приемная мама

Также продолжила работу образовательная группа «Шалаш» для приемных детей младшего школьного возраста, хотя и пришлось совмещать очный формат с заочным. В очном формате с соблюдением всех мер предосторожности продолжала работать арт-терапевтическая группа для детей.

На групповые занятия часто приходят дети, пережившие раннюю детскую травму, имеющие сложную историю и ряд сопутствующих диагнозов. Таким детям сложно удержаться в коллективе сверстников и крайне сложно найти друзей. Тем ценнее, если на групповых занятиях они получают не только пользу и знания, но и общение.

Родители двух девочек, Н. и Л., рассказали, что придя на группу, девочки подружились и общаются. Родители впервые увидели, что их ребенок увлеченно переписывается и болтает по телефону с таким же ребенком.

Работа с приемными родителями

Приемные семьи, получающие помощь в Помогающем центре – особая категория семей, чаще всего находящихся в кризисной ситуации. Есть семьи, в которых остро стоит вопрос возврата ребенка в детский дом. Семьи, в которых годами не удается наладить взаимодействие между родителями и детьми. Семьи с приемными детьми, которые имеют ограниченные возможности физического и психического здоровья, историю неуспешности в школе и обществе. Родители в таких семьях находятся в эмоциональном истощении, часто им не с кем обсудить ситуацию в своей семье. При этом родитель – это тот, кто проводит с ребенком много времени и напрямую влияет на благополучие ребенка внутри семьи. Поэтому задача поддержки и помощи родителям является первоочередной.

В связи с режимом изоляции и переводом школьников на дистанционное обучение у родителей стало меньше времени, возросло чувство тревоги, внутрисемейная коммуникация стала напряженной. Специалисты центра постарались предложить способы, помогающие разгрузить родителей (услуги онлайн и очных почасовых нянь, детские онлайн группы) и восполнить ресурсы (арт-терапевтическая группа для родителей, группа, направленная на улучшение детско-родительских отношений).

В 2020 году для приемных родителей работали группы:

  • Онлайн группа «Рисуем сказку»: арт-терапевтические встречи, на которых родители рисовали в конце рабочего дня.
  • Онлайн группа для родителей приемных подростков, на которой родители подростков могли обсудить с психологами и другими родителями возникающие проблемы взаимодействия с детьми.
  • Группа «С любовью к телу» для родителей, желающих научиться спокойствию и снять стресс с помощью разнообразных телесных практик.
  • Онлайн группа «Я – приемный родитель», на которой вместе с психологами Помогающего центра родители сопоставляли теоретические знания, полученные прежде в Школе приемных родителей, и практику, с которой пришлось столкнуться, забрав ребенка из учреждения.
  • Онлайн группа «Играем легко» для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, испытывающих трудности в общении с детьми. С помощью игры родители учились слышать своих детей, налаживать с ними контакт.
  • Группа для родителей «Быть рядом с взрослеющим ребенком», на которой приемные родители изучали тонкости психосексуального развития подростков.

Онлайн группы для приемных родителей посетило за год более 70 человек.

Я посещаю группу телесно-ориентированной терапии. Психологи всегда советуют приемным родителям, находящимся в стадии выгорания или приближающимся к этой стадии, заняться собой, отвлечься. Не всегда это получается, но эти занятия, действительно, время, посвященное себе. Время, которое позволяет восстановить силы моральные и физические.

Наталья, приемная мама

Также в 2020 году провели 3 очных семинара и 4 вебинара для родителей. Обсуждали темы травли в школе, семейного образования и школьной дезадаптации приемных детей, работу с темой приемности, влияния творчества на отношения внутри семьи и др.

Межрегиональный проект (работа с профессиональным сообществом)

В течение 2020 года продолжало развиваться направление по обучению и поддержке региональных специалистов семейного устройства. Обмен накопленным опытом дает надежду на то, что чем больше людей знает о специфике воспитания приемных детей, о влиянии ранней травмы на жизнь ребенка, тем благополучнее жизнь приемных детей в семье. Этот год способствовал активному развитию онлайн мероприятий, что позволило участвовать в них специалистам из регионов по собственной инициативе, так как такое участие не требует материальных затрат. В 2020 году в мероприятиях проекта приняли участие специалисты из 34 регионов.

В течение года проведено 7 вебинаров для специалистов на темы: «Что такое ресурсная сеть специалистов? Как организовать комплексную помощь приемной семье», «Профилактика профессионального выгорания помогающего специалиста: способы поддержки», «Факторы и предпосылки насилия в приемной семье. Профилактика и организация комплексной помощи», «Особенности работы психолога с шоковой травмой клиента», «Автономия приемной семьи: этический, психологический и правовой аспект», «Алгоритм работы с семьей: согласование индивидуального маршрута сопровождения, разделение ответственности между семьей и специалистами, система консилиумов и работа со сложными случаями», «В стороне от военных действий: новый взгляд на психологическую травму и ее влияние на детское развитие». В среднем в каждом вебинаре участвовало 68 человек.

Проведено 2 цикла онлайн группы «Супервизия для специалистов семейного устройства». Участники группы обсудили особенности работы психолога, работающего в сфере помощи приемным семьям. Проработали сложные случаи из своей практики, познакомились с опытом коллег, с новыми способами взаимодействия с приемными семьями и коллегиальной работы в изменившихся условиях, укрепились в понимании ценностей и убеждений, которыми помогающие специалисты руководствуются в своей работе. Работа в группе была оценена участниками как эффективная помощь в работе помогающих специалистов и действенная профилактика эмоционального выгорания. В каждом цикле прошло по 10 встреч, участвовали по 12 человек.

Проведена обучающая дискуссионная онлайн группа «Работа с приемной семьей, использующей насилие в детско-родительских отношениях». 13 участников группы в течение 10 встреч обсудили сложную тему использования насилия в близких отношениях, а также способы помочь приемным семьям общаться без насилия, решая при этом задачи воспитания; повысили свою компетенцию в работе с семьями по предотвращению насилия в детско-родительских отношениях.

Проведена онлайн группа «Этические проблемы в сфере семейного устройства и формирование этических норм профессионального сообщества». 15 специалистов повысили свои компетенции по вопросам этических норм в сфере семейного устройства и формирования этических норм профессионального сообщества. В группе было проведено обсуждение ценностей и этических норм, лежащих в основе деятельности специалистов семейного устройства, обсудили вопросы участников. Было проведено 10 встреч.

Проведенные вебинары и онлайн группы для специалистов в сфере семейного устройства решают проблемы обособленности и недостатка профессионального общения специалистов, особенно работающих в небольших населенных пунктах, удаленных от крупных городов. Онлайн мероприятия послужили площадкой для обсуждения, позволили участникам получить дополнительные знания о профессиональных ценностях и этических нормах работы в сфере семейного устройства, обменяться опытом и установить профессиональные связи.

В сентябре-октябре проведена трехдневная онлайн стажировка для специалистов семейного устройства. Изначально ее проведение задумывалось в очном формате, но переход в онлайн позволил принять в ней участие коллегам, которые не смогли бы приехать из других городов. Участники стажировки познакомились с принципами и форматами работы Помогающего центра, а некоторые участники сразу придумали, как внедрить их в работу своих проектов. В результате удалось не только поделиться с коллегами накопленным за годы работы опытом, но и вдохновить на перемены.

Это мой второй опыт участия в онлайн стажировке, и я хочу сказать, что это удобный формат. В очной стажировке я бы не могла принять участия, а так подключалась и все смотрела. Спасибо за комплексное знакомство с вашим фондом и передачу опыта, очень импонирует ваш системный подход к работе с семьями: теперь хочется привнести в свою работу то, чему научилась у вас.

Ирина, участница стажировки

В октябре проведена ежегодная традиционная конференция «Специалист в семейном устройстве: профессиональный путь и развитие», на этот раз в онлайн-формате. Было 70 участников со всей России и из соседних государств. Главная задумка этой конференции – уделить время и внимание самим себе: специалистам семейного устройства, социальным педагогам и сотрудникам благотворительных проектов.

Также осенью тиражом 250 экземпляров издан методический сборник «Специалист в семейном устройстве: профессиональный путь и развитие». Работа над сборником статей была сфокусирована на осмыслении и переработке методического и личного опыта специалистов семейного устройства. Были подготовлены материалы, касающиеся профессиональных ценностей и этики профессионального сообщества в работе специалиста семейного устройства. Сборник бесплатно распространяется в Москве и по заявкам организаций рассылается в регионы.

Повышение квалификации специалистов Помогающего центра

В 2020 году 4 сотрудника центра прошли многоступенчатое обучение методике EMDR (Десенсибилизация с помощью движения глаз и переработка). В 2013 году ВОЗ официально рекомендовал эту методику как наиболее эффективную терапию для работы с посттравматическим стрессовым расстройством. Многие приемные семьи, которые обращаются к нашим специалистам за помощью, жалуются на проявления такого расстройства у детей, которые столкнулись с плохим отношениям в кровных семьях или в детских домах: повышенную тревожность, вспышки агрессии, депрессию, соматические расстройства, фобии. EMDR позволяет быстрее и эффективнее работать с травматическими воспоминаниями и последствиями психологической травмы. Использовать этот метод эффективно и безопасно могут только сертифицированные специалисты, в Москве всего несколько десятков психологов, имеющих достаточную квалификацию для работы методом EMDR, 4 из них работают в Помогающем центре и активно применяют этот метод в работе с детьми и взрослыми благополучателями фонда.

II. Программа Социальной адаптации детей-сирот

Психологи программы Социальной адаптации также были вынуждены адаптировать занятия с детьми из-за пандемии и на большую часть года перешли в онлайн. Полный переход на удаленную работу сильно ослабил контакт с участниками. Кроме того такой формат общения не всегда был возможен технически и дети очень уставали от дистанционных уроков в школе, поэтому у многих ребят упала мотивация к участию в наших занятиях. Но это же дало неожиданный эффект – сразу после снятия карантина посещаемость очных занятий выросла, видимо, дети «изголодались» по живому общению. Однако даже когда появилась возможность проводить очные занятия, было решено оставить обе формы работы – теперь удаленные занятия проводятся как дополнение к очным, что позволило обсуждать с ребятами теорию онлайн, а при встречах больше внимания уделять играм и упражнениям; более частое общение позволило укрепить контакт с детьми и не переживать, если поездка срывается по какой-либо причине.

Также этот сложный год очень повлиял на выпускников – столкнувшись с трудностями, многие стали проявляться как более самостоятельные и взрослые люди. В 2020 году у половины участников программы Социальной адаптации отмечается формирование взрослой жизненной позиции, более половины участников сообщили, что им стало легче делать выбор между двумя сложными решениями.

Еще одним важным результатом можно считать увеличение ребят, желающих остаться на обучение в 10 и 11 классах. Психологи фонда на занятиях регулярно рассказывают ребятам о том, какие возможные варианты и пути реализации открываются, если не бросать учебу после 9 класса, и это возымело эффект. У детей повысилась мотивация к обучению, появилась заинтересованность в выборе будущей профессии, многим уже не хочется идти учиться «куда-нибудь».

У части воспитанников улучшилось здоровье и их отношение к собственным здоровью и жизни.

Программы социальной адаптации, проводимые с детьми в детских домах

В 2020 году в учреждениях продолжались тренинговые занятия «Ступени». Всего за год было проведено 12 очных занятий и 17 дистанционных, и еще в течение 3 месяцев работала группа в социальной сети, куда ребята могли заходить в удобное время и знакомиться с материалом по теме занятия. Всего в занятиях приняли участие 56 человек из школы-интерната №1 Нижнего Новгорода, Тужинского детского дома Кировской области и Солотчинской школы-интерната Рязанской области.

С ребятами из Нижнего Новгорода и Тужи говорили про ресурсы, личные границы, эмоции, разбирались с общением и невербальным общением, планированием. В начале нового учебного года, когда появилась возможность провести очные занятия, поиграли с ребятами в психологические игры по всем темам, с которыми разбирались удаленно весной.

В Солотче программа занятий несколько отличается – в основном на занятия приходили ребята помладше, кроме того занятия посещали новые ребята. А во время карантина все осложнялось тем, что далеко не у всех есть телефоны и возможность заходить в группу в социальной сети, поэтому с ребятами работали через педагога. Обсуждали с участниками основы первой помощи, дружбу, говорили о наставничестве.

В марте проведена программа «Пир горой» с 16 воспитанниками Тужинского детского дома. Были проведены 8 семинаров и мастер-классов, ребята много готовили, составляли меню, ходили за покупками.

Программа профориентации «Шаг в профессию» тоже прошла онлайн и длилась с апреля по июнь с использованием группы в социальной сети. Каждая неделя была посвящена своей профессии – их участники предлагали сами, ежедневно в группе размещался новый контент, с которым ребята могли ознакомиться в удобное им время. В программе приняли участие 25 человек из Тужинского детского дома, школы-интерната №1 Нижнего Новгорода и Павловского детского дома Нижегородской области. Удалось познакомить ребят более чем с 20 профессиями (режиссер, фотограф, PR менеджер, копирайтер, менеджер по рекламе, логист, столяр, фитнес-тренер, программист и др.) – анализировали их с точки зрения необходимых качеств, знаний, навыков, образования, выполняли практические задания. А благодаря участию волонтеров, которые записали о своем опыте работы видео, ребята могли из первых уст услышать советы по выстраиванию профессионального пути и особенности работы в той или иной сфере. В целом участники проявили достаточно высокую активность, хотя ближе к концу программы она закономерно постепенно снижалась.

В сентябре для 11 воспитанников Тужинского детского дома была проведена «Школа блогеров». Программа длилась 4 дня, и за это время обсуждали, чем участники могут поделиться с миром и в чем их уникальность, говорили про целевую аудиторию, тренировали речь, много снимали, играли в психологические игры. Программа способствовала приобретению конкретных практических навыков (съемка и монтаж видео – этот навык 90% участников назвали самым полезным из навыков, полученных в ходе программы; управление речью; интервью), формированию навыков работы в команде, преодолению страхов (выступления на камеру, общения с незнакомыми людьми и др.). Также ребята отметили повышение самооценки («Перестала стесняться своего голоса»), расширение представлений о существующих возможностях («Всему можно научиться»). По результатам анкетирования после программы все участники оценили удовлетворенность от программы на высший балл.

Также в сентябре был запущен новый онлайн проект просветительской направленности КультПросвет, где ребята получили возможность на онлайн встречах поговорить с ведущими на самые разные темы: история, культура, наука. В 2020 году было проведено 7 лекций о роли речи в нашей жизни, истории и культуре Сербии, живописи, моде разных эпох и др. Самой полезной лекцией, которую можно было бы рекомендовать своему другу, ребята назвали лекцию про особенности общения с животными.

В ноябре в онлайн-формате была проведена программа «ЗОЖ», в которой приняли участие 44 воспитанника Тужинского детского дома, Солотчинской школы-интерната, школы-интерната №1 Нижнего Новгорода и Донецкого центра помощи детям Ростовской области. Было проведено 8 тренингов и обучающих игр, говорили о вредных привычках, здоровом мышлении, здоровом питании, экологии, спорте и др. Педагоги, работающие с детьми, отметили, что в течение некоторого времени после программы 2 воспитанника бросили курить и пересмотрели свою жизнь!

Выездные программы социальной адаптации воспитанников детских домов

В 2020 году большинство традиционных выездных программ из-за пандемии были перенесены в онлайн. Единственная программа, которая состоялась в Москве – «Я – выпускник», которая прошла в августе. В ней приняли участие 14 выпускников Тужинского и Октябрьского детских домов, Солотчинской и Кимовской школ-интернатов. В течение недели ребята посетили 11 мероприятий: тренинг личных границ, тренинги по речи, навыкам планирования, самопрезентации, тренинг по развитию стрессоустойчивости, говорили про трудовое право и финансовую безопасность и др. Как самые важные для себя и насыщенные новыми знаниями ребята отметили консультацию с юристом и встречу по профилактике ВИЧ-инфекции. При подведении итогов программы было установлено, что все участники пришли к осознанию своих особенностей, сильных и слабых сторон. Наиболее волнующей темой, о которой упомянули более 60% ребят, был эмоциональный интеллект и связанные с ним вопросы понимания, выражения и контроля эмоций.

Партнерские проекты

В рамках проекта «Работа рядом», который реализуется кадровым холдингом Анкор совместно с нашим фондом, подростки из школы-интерната №1 Нижнего Новгорода и Павловского детского дома Нижегородской области посещают профориентационные экскурсии в компаниях Нижнего Новгорода. Так ребята узнают о конкретных профессиях и рабочих местах своего города, куда после выпуска они могли бы устроиться на работу. За 2020 год прошло 4 выездных экскурсии, в которых участвовали 24 воспитанника. Магазин «Касторама» посетили ребята из Павлово, а нижегородцы побывали в Кидбурге, пожарной части и в швейной мастерской «Фактура».

С объявлением карантина поездки были отменены, и в нижегородской школе-интернате перешли на усиленное изучение теоретической части выбора профессии. В школе работал кружок «В мире профессий», в котором занимались 13 школьников. Ребята тренировались писать резюме, вместе с ведущим искали для себя идеальную профессию и сферу занятий, также изучали сами профессии.

В итоге занятия помогли 4 подросткам найти себя и выбрать подходящую для них профессию. С Валерой и Русланом долго шла индивидуальная работа, рассматривали множество вариантов и попали «в точку»: сейчас молодые люди учатся на логистов и очень довольны. Татьяна выбрала специальность «Гостиничное дело». Александра определилась с профессией повара, в данный момент она успешно заканчивает первый курс.

В феврале ведущие проекта «Любимое дело» провели в Нижнем Новгороде для 5 активных участников проекта «Работа рядом» тренинг. Ребята выполняли упражнения, изучали свои таланты и составляли список навыков, которые нужно освоить, а завершили индивидуальной беседой с ведущим. В результате для каждого выявили 2-5 самых интересных и вдохновляющих варианта будущей деятельности и составили план: какие консультации хочет получить подросток, какие экскурсии посетить, какие репетиторы нужны, в какую сторону дальше двигаться.

Также 3 самых активных участника проекта получили сертификаты в размере 11 000 рублей на обучение. В результате Никита прошел курс английского языка, что помогло ему подтянуть учебу в колледже, он понял саму специфику изучения языка и загорелся его дальнейшим изучением самостоятельно. Данила закончил курсы массажа, теперь у него есть хобби и в будущем дополнительный источник дохода (хотя пока брать деньги за массаж он стесняется, но друзьям и знакомым массаж делает). А Руслан в данный момент обучается на курсе «Реклама и развитие социальных сетей».

А еще 2 выпускника самостоятельно трудоустроились на работу официантами. Возможно, им помогли и наши советы по поиску работы.

В 2020 году продолжился культурно-образовательный проект «Пушкинский – воспитанникам детских домов и интернатов», организованный Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и компанией ЛАНИТ при участии нашего фонда. В рамках проекта ребята посещают экскурсии в музее, а после на мастер-классах по живописи, скульптуре и эстампу создают работы по впечатлениям от увиденного.

В 2020 году было проведено 4 очных экскурсии и еще 2 онлайн занятия. Участники говорили о видах изобразительного искусства и их отличиях, изучали узоры на греческих вазах и декорировали собственную вазу, изучали и зарисовывали греческих богов, лепили из глины птиц. Кто-то побывал на обзорной экскурсии в Пушкинском музее. А с началом карантина ребята посетили виртуальную экскурсию по истории костюма в произведениях искусства, рассматривали необычные картины художника Фернана Леже и творили сами.

В проекте принимали участие воспитанники Берсеневской школы-интерната Московской области, Клинской школы-интерната Московской области, школы-интерната №31 Москвы, Непецинского детского дома Московской области и приюта «Счастье дарить счастье» Московской области.

Наставничество

В 2020 году продолжил работу проект «Наставничество». Проект направлен на сопровождение воспитанников и выпускников детских учреждений с целью их психологического развития, учитывая специфику их жизненного опыта, и успешной интеграции в современное общество. В рамках проекта предполагается построение доверительных отношений ребенка и взрослого, готового оказать поддержку и помочь советом, способного проконсультировать по различным вопросам. Такие доверительные отношения создают для ребенка базис уверенности в малопонятном и незнакомом мире за стенами детского дома. Наставникам оказывается организационно-методическая и профессиональная поддержка их деятельности.

В 2020 году в проекте участвовали воспитанники и выпускники Солотчинской школы-интерната Рязанской области и выпускники Тужинского детского дома Кировской области. На конец года устойчиво функционировали 10 пар «взрослый-ребенок».

Большую часть года проект почти полностью работал в онлайн-режиме, в редкие возможности посещения наставники приезжали в гости к своим подопечным. Остро стоял вопрос связи, поскольку не у всех воспитанников есть телефоны, поэтому договорились со школой, чтобы ребята могли пользоваться школьными ноутбуками для общения с наставниками. В результате пары продолжали созваниваться и переписывались в социальных сетях, наставники присоединялись к онлайн занятиям «Ступени». Общение стало менее «профессиональным», зато приобрело более «дружеский» оттенок: наставники подписались на своих подопечных детей в тех соцсетях, где прежде не общались (например, в Инстаграме и ТикТоке), смотрели трансляции детей, вместе обсуждали и т.д.

Ребята делились с наставниками своими страхами и переживаниями. Среди основных – выпуск из школы и поступление в профессиональное учебное заведение. Много разговоров было на тему самоидентификации и собственной уникальности. В течение года по запросам участников организовывали несколько консультаций с внешним психологом и юристом для помощи с жилищными вопросами. По запросам действующих наставников проводились консультации кураторами проекта.

Одна из пар была создана прямо перед началом пандемии по запросу воспитанницы и под конкретную задачу – девушке требовалась помощь с профориентацией и поступлением. Несмотря на пандемию наставница и подопечная прекрасно общались, доверительно и открыто. Помимо учебных вопросов обсуждали личные, вышли на хороший доверительный уровень, связь поддерживают постоянно.

Другая пара, созданная почти 3 года назад, до сих пор продолжает взаимодействие. Девочка-подопечная выросла, соответственно, сменились интересы и запросы. Однако, продолжает откровенничать с наставницей, спрашивает совета. Отдельным достижением можно назвать то, что она интересуется «нормальной семейной жизнью», спрашивает у наставницы про ее опыт и просит дать оценку или рекомендации. Немалую роль в этом сыграло то, что ребенка берут на гостевой режим в семью.

Иван* – выпускник Солотчинской школы-интерната – до сих пор общается со своей наставницей Марией*. После выпуска из интерната молодой человек «пошел в разнос», однако взял себя в руки. Доволен тем, что в лето после выпуска приехал в гости к Марии, самостоятельно оплатив проезд. Долго метался, устраиваясь на работу и увольняясь, и в итоге подобрал себе интересное дело – сейчас является членом студенческого отряда, с которым проходит тренинги личностного роста, ездит на подработки и т.д.

*Имена изменены

В октябре-декабре прошла онлайн «Школа наставников». Для слушателей было проведено 10 занятий про психологические особенности детей разных возрастов, психологические особенности детей-сирот, говорили про мотивы плохого поведения и теорию привязанности, про утрату в жизни ребенка, циклы развития пары и трудности в работе наставника, постановку целей. Две встречи были посвящены обсуждению реального опыта наставников и опыта участия в проекте подопечных. По итогам прохождения школы 23 слушателя успешно сдали экзамен и получили сертификаты, 6 человек выразили намерение стать наставниками.

Поддержка выпускников

Одним из критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. В учреждении о воспитанниках заботились и обеспечивали всем необходимым. А сразу после выхода из учреждения они сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности, что при отсутствии навыков и информации часто становится затруднительным. Поэтому фонд продолжает поддерживать и после выпуска из детского учреждения ребят, с которыми работал до этого, и тех, кто впервые обращается за помощью. Всего в 2020 году в проекте было 19 участников. И этот сложный год очень повлиял на ребят: столкнувшись с трудностями, многие стали проявляться как более самостоятельные и взрослые люди.

В 2020 году у 9 выпускников возникали кризисные ситуации. Один из самых сложных для выпускников вопрос – жилищный. Фонд не имеет штатного юриста, но помогает при необходимости получить консультацию. С одним выпускником вопрос решен на программе «Я – выпускник» с помощью юриста. У второго выпускника вопрос завис из-за отсутствия мотивации участника проекта. Также участникам требовалась помощь в оформлении документов. Проведена консультация по учебе. С одним из выпускников запланировано поступление на 2021 год. Еще одному участнику волонтер помог написать резюме. Также возникали финансовые вопросы, поэтому в следующем году планируется больше внимания уделить теме финансов.

По-прежнему актуальна потребность в бытовой технике при получении выпускниками жилья, а также материалов и инструментов для обучения. Материальную помощь в 2020 году получили 5 участников проекта (покупка холодильников, стиральной машины, парикмахерских инструментов для обучения, оплачено проживание в хостеле). Несколько участников проекта принципиально хотели решить свои материальные проблемы самостоятельно, что они удачно реализовали.

По запросу проводились консультации специалистов фонда по различным вопросам выпускников (бытовые, психологические, личные, юридические темы). Двоим выпускникам, поступившим в ВУЗы Москвы, оказывалась постоянная психологическая поддержка, консультационная и материальная помощь, в том числе силами волонтеров-наставников. Один выпускник принял участие в программе «Я – выпускник» в качестве куратора-сопровождающего.

В работе с выпускниками есть много радостных моментов, хотя со стороны они могут показаться пустячными. Очень радует, когда ребята хвастаются своими успехами, даже мелкими.
    «...делаю потихоньку ремонт дома, вот сделала потолки, учусь на права, уже экзамены сдаю, работаю на двух работах...»
    «Привет. Наконец-то получил квартиру.»
    «Помощь не нужна, просто поддержка. Квартиру нам дали. Пора бы уже и самостоятельно со своими проблемами разбираться. Мы уже не дети.»
И даже те, кто долго не выходят на связь и «теряются», сами проявляются и радуют сообщениями.
    «Оль, поздравь меня. Я поступила»
Несмотря на то, что на этот год пришелся основной период пандемии, ребята очень часто принципиально решали свои проблемы самостоятельно. Вроде начинаешь с ними готовить все для сбора на холодильник и тут: «Я уже нашла, спасибо».
А еще ребята звонят и спрашивают, как у нас дела, а заодно хвастаются своими успехами на новой работе, в спорте или учебе.

Ольга Цыганова, куратор проекта «Поддержка выпускников»

За 2020 год было проведено 3 опроса среди участников проекта. Экстренный опрос о самочувствии и общем состоянии дел в связи с пандемией показал, что пандемию участники проекта перенесли без серьезных заболеваний. Основной проблемой являлось отсутствие мотивации при дистанционном обучении, в этот период психологи фонда активно поддерживали участников в переписке и телефонных разговорах.

Также проводился опрос «Колесо баланса», в том числе было сделано сравнение результатов с сентябрьским опросом 2019 года. Из-за перехода на удаленное обучение у многих уменьшился показатель в сфере «Учеба». Также у тех, кто учится, отсутствует показатель «Карьера», так как учеба занимает все время и есть стипендия и выплаты. У большинства наблюдается положительная динамика в сферах «Финансы», «Отдых» и «Здоровье».

Подписывая в августе договор на участие в проекте, ребята ставят перед собой цели на будущий учебный год. Опрос в июле показал, что 3 участника полностью достигли поставленные цели. Остальные достигли свои цели частично из-за неправильно рассчитанных сил, смены интересов и пандемии.

В 2020 году в связи с пандемией «живые» встречи прошли всего с 10 выпускниками, двое из которых постоянно учатся в Москве. В начале года была поездка в Тулу, в которой психологи встретились с двумя выпускницами и посмотрели, как они живут в новых квартирах с новой бытовой техникой. Во время командировки в Киров была возможность увидеться с пятью выпускниками Тужинского детского дома. Во время очных занятий в нижегородской школе-интернате психологи встречаются с участником проекта, который находится в постинтернатной адаптации.

Обучение сотрудников детских учреждений

В 2020 году воспитатели Елатомского детского дома-интерната Рязанской области продолжали обучаться на курсах повышения квалификации у признанных специалистов в области работы с детьми с особенностями развития. Педагоги прошли очное обучение в Москве на семинаре «Детская агрессия: что она означает и как с ней обходиться», обучение на курсе повышения квалификации по программе «Развивающий уход за детьми раннего и дошкольного возраста с ТМНР» (очная часть обучения перенесена на 2021 год из-за пандемии). Участвовали в вебинарах «Формирование образа себя. Лечебно-педагогический взгляд на этапы развития восприятия», «Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога» и «Арт-терапия в работе с детьми с особенностями развития». Также для сотрудников дома-интерната проведена супервизия по работе в условиях изоляции и неопределенности.

В марте педагоги, работающие с детьми с серьезными поведенческими проблемами, прошли обучение в Москве на трехдневном семинаре по детской агрессии. Педагоги отмечают, что полученные знания дали им возможность понимать ребенка в его агрессии, уметь вовремя прийти на помощь, успокоить, дать поддержку, объяснить ситуацию. Мы замечаем, что это помогает детям самим обходиться со своими агрессивными импульсами без разрушительного поведения (ни по отношению к себе, ни по отношению к другому). Дети стали намного спокойнее, в коллективе установилась дружеская атмосфера. Педагоги сумели организовать и провести большое количество коллективных дел, вовлекая в общие занятия всех без исключения воспитанников.

Вновь принятые на работу педагоги прошли обучение в ЦЛП по курсу развивающего ухода, что дало им возможность быстро и квалифицированно включиться в работу с самыми тяжелыми детьми в отделении «Милосердие». Они отмечают, что полученные знания о принципах развивающего ухода помогли им избежать многих ошибок при коммуникации с особым ребенком, организации развивающей среды, позиционирования и безопасного перемещения ребенка с ТМНР.

А возможность повышения квалификации, получения новых знаний является одной из важных составляющих системы мотивации сотрудников к активной деятельности, проявлению инициативы, ответственности в работе с особыми детьми. Все это положительно сказывается на детях. Они стали спокойнее, любознательнее, более сконцентрированы на заданиях педагогов, им важны их успехи, они стали стремиться к освоению новых возможностей.

Галина Алексеевна Павлюкова, директор Елатомского детского дома-интерната

В рамках проекта «Эффективное обучение» проведены 3 двухдневных очных семинара для 18 педагогов Тужинского детского дома Кировской области, сотрудников отдела образования и органов опеки и попечительства. На семинарах обсуждали этапы возрастного развития ребенка, говорили о диспропорции и нарушениях в естественном ходе развития детей, оставшихся без попечения родителей, о мотивах трудного поведения детей и подростков, а также прослушали практический курс первой помощи. Говорили про буллинг в детском коллективе, знакомились с методикой «Книга жизни» и говорили о том, как помочь воспитанникам детских домов узнать историю своей жизни, разбирались, почему это важно для развития и взросления ребенка и нормализации его эмоционального состояния.

Также проведен онлайн семинар, в котором приняли участие 22 сотрудника школы-интерната №1 Нижнего Новгорода, Тужинского детского дома Кировской области, Петровской школы-интерната Ярославской области и Донецкого центра помощи детям Ростовской области. На семинаре говорили про особенности переживания подросткового кризиса и кризиса идентичности, как поддержать воспитанника в проживании травматического опыта, как помочь ребенку пережить опыт социальной исключенности.

Повышение квалификации психологов программы Социальной адаптации

В течение года психологи программы повышали свою квалификацию на курсах, а также перенимали успешный опыт коллег. Специалисты фонда прошли обучение на курсах по работе с детьми и подростками в сиротских учреждениях «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот» и по организации групповых и индивидуальных профессиональных стажировок и других профориентационных мероприятий «Практика создания и развития профориентационного направления при работе с детьми-сиротами», посетили мастер-класс «Трудности в работе тренера». Также была проведена супервизия с методическим разбором «Работа с детьми и подростками».

Волонтеры

Мы очень благодарны всем волонтерам, которые активно участвуют в программе Социальной адаптации – время, усилия и навыки, которые вы вкладываете в детей, помогают им интегрироваться в общество. В 2020 году в работе фонда участвовали более 100 человек.

Волонтеры сопровождали выпускников в Москве, фотографировали на мероприятиях, проводили профориентационные экскурсии, семинары и тренинги, развивающие занятия с детьми. В 2020 году был внедрен новый формат – волонтеры записывали для старшеклассников видео-рассказы о своей работе: рассказывали, чем именно занимаются представители их профессии, где можно учиться, какими навыками и знаниями нужно обладать.

Волонтеры становятся наставниками для детей в детских домах. Это люди, которые выстраивают доверительные отношения каждый со своим конкретным ребенком, которые своим примером, поддержкой и участием помогают ребенку достигать поставленных целей и успешно адаптироваться к миру за стенами детского дома.

Группа волонтеров компании ООО «Джонсон и Джонсон» уже много лет поддерживает детей из Елатомского детского дома-интерната. Волонтеры архитектурного бюро SPEECH регулярно помогают Ивановскому дошкольному детскому дому.


III. Программы материальной помощи «Это нужно сегодня» и «Лечение»

Программа «Это нужно сегодня» направлена на удовлетворение базовых материальных потребностей детей в сиротских учреждениях в том случае, если они не обеспечиваются государством, а также на помощь выпускникам детских домов, приемным семьям и семьям группы риска. Значительная материальная помощь была оказана нашими дарителями напрямую.

В Шахтинском центре помощи детям Ростовской области оборудовали новой мебелью социальную гостиную, где живут выпускники центра, которые оказались в трудной жизненной ситуации, или те, кто учатся в колледжах и техникумах без общежития.

Была оказана материальная помощь выпускникам: Герману купили диван в его новую квартиру, а Тане – холодильник и стиральную машину. В квартире Анны, которую она получила в ужасном состоянии после проживания там неблагополучных родственников, заменили окна и газовую плиту. В квартиры Насти и Фатимы купили холодильники, Максиму помогли приобрести диван и шкаф, Роману установили душевую кабину и стиральную машину, Валентину купили стиральную машину. Ольге, обучающейся парикмахерскому искусству, закупили инструменты, необходимые для прохождения практики.

В поселке Верхнеолонецкий в Карелии установили детские качели, чтобы организовать досуг местных детей. В поселке проживают много многодетных и малообеспеченных семей, с работой трудно, вариантов досуга кроме клуба «Ласточка», с которым много лет сотрудничает фонд, нет.

Для поискового отряда «Долг» школы-интерната №1 Кирова закупили оборудование, необходимое для поисковой экспедиции – участники отряда ежегодно выезжают на места боев и проводят поиск и захоронение останков воинов Второй Мировой войны.

Для Тужинского детского дома Кировской области компанией Werfen были куплены 4 ноутбука для дистанционного обучения.

В рамках проекта «Лечение» были закуплены и переданы средства гигиены в детские учреждения и приемные семьи. В Елатомский детский дом-интернат Рязанской области были закуплены подгузники, средства индивидуальной гигиены, бесконтактные термометры, а также компания «Джонсон и Джонсон» передала в детский дом-интернат уходовую косметику – шампуни, гели для душа, крема для рук и др. Для Ксюши из приемной семьи были оплачены занятия у нейропсихолога.

IV. Проекты

В 2020 продолжал работать проект «Народная благотворительность», в рамках которого пользователи системы «Город» могут перечислить в качестве пожертвования в фонд сдачу от оплаты коммунальных и других платежей.

В рамках интернет-проектов в 2020 году фонд продолжает собирать пожертвования на проекты на платформах Нужна Помощь, Добро Mail.ru, Благо.ру, Сбер Вместе.

В 2020 году мы продолжали поддерживать странички фонда в социальных сетях Facebook, ВКонтакте и Instagram, канал фонда в YouTube, сайт фонда и специализированный сайт http://detivokrug.org, посвященный вопросам семейного устройства детей-сирот с особенностями развития и работе Помогающего центра (бывш. Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми). Также у Помогающего центра теперь есть свои странички в социальных сетях Facebook, Telegram, Instagram и ВКонтакте, где публикуется самая актуальная информация о мероприятиях центра, объявления о наборах в группы, анонсы семинаров и вебинаров, ответы на вопросы и многое другое – они будут полезны приемным родителям и специалистам семейного устройства.

Мероприятия

В 2020 году из-за пандемии фонд участвовал только в двух мероприятиях.

Перед Новым годом прошла благотворительная онлайн-ярмарка «Планета добрых подарков», где было собрано 39 360 рублей.

Анжелика Р. после выпуска из Тужинского детского дома живет в Кирове, закончила бакалавриат и учится в магистратуре. Несмотря на выбор технической профессии, девушку всегда привлекало творчество. И теперь она делает авторскую бижутерию на продажу. Часть изделий Анжелика передала в фонд, и мы очень ждем следующую благотворительную ярмарку, где вы сможете среди сувениров выбрать и украшения Анжелики.

Попечитель нашего фонда, главный архитектор Москвы и художник Сергей Кузнецов организовал онлайн аукцион в пользу нашего фонда и передал для него 25 своих картин. Также на торги были выставлены рисунки финалистов Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика». Общая сумма торгов составила 4 260 000 рублей. Собранные средства после уплаты налога и комиссии аукционного дома направлены на поддержку наших программ.

Финансовый отчет

Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» реализует благотворительную деятельность с 2005 года. При ведении финансово-хозяйственной деятельности делопроизводства фонд руководствуется нормами Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, ФЗ «О фондах», ФЗ «О благотворительных организациях», законом «О бухгалтерском учете», Положениями о бухгалтерском учете и иными законодательными и нормативными актами.

Фонд применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы. Бухгалтерский учет ведется в фонде для целей учета целевого расходования денежных средств в полном объеме.

В 2020 году фондом были получены пожертвования в общем объеме 34 557 863,76 рублей. 23% общего объема финансирования было получено от физических лиц, 56% – от коммерческих и некоммерческих организаций, 13% – грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, 8% – субсидия Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Крупные и регулярные пожертвования были получены от БФ «Абсолют-помощь», БФ «Свет», Благотворительного фонда Владимира Потанина, ООО «РТДА», ООО «Буровая компания «Евразия», Кадрового холдинга АНКОР, ARC Action for Russia's Children, ArtSocial Foundation и других. Компании АО «Медиаскоп», AXES PRO и «Актион-МЦФЭР» на регулярной основе перечисляют пожертвования на оплату труда наших специалистов.

Общий объем расходов фонда в 2020 году составил 21 217 188,09 рублей. На эти средства были реализованы программы социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов и программы помощи принимающим семьям, оплачена медицинская помощь, приобретено оборудование и материальные ценности для детских сиротских учреждений, приемных семей и выпускников, реализован межрегиональный проект.

Как вы можете помочь

Вы можете поддержать программы фонда финансово, сделав пожертвование, или стать волонтером фонда, заполнив анкету. Также вы можете стать старшим другом ребенку из детского дома, приняв участие в проекте «Наставничество» – для этого сделайте пометку «Наставничество» в анкете волонтера.

Подписывайтесь на странички фонда в Facebook, ВКонтакте и Instagram, чтобы быть в курсе самых актуальных новостей и акций, а также помогайте нам распространять информацию в социальных сетях.

Больше информации о способах помочь вы найдете на нашем сайте в разделе «Я хочу помочь».

Присоединяйтесь! Вместе мы можем больше.

Контакты

Email: [email protected]

Телефон: +7-903-761-33-94

Почтовый адрес: 115162, Москва, ул. Шухова, д. 17, корп. 2, БФ «Здесь и сейчас».

Предложения по работе фонда вы можете присылать на электронную почту [email protected].


АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2020.PDF