Годовой отчет за 2015 год

Некоммерческая организация
Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас»

Содержание

Вступительное слово директора фонда Т. Тульчинской

Миссия, цели, базовые принципы и ценности

Кому мы помогаем

Команда

Программы

    I. Программа помощи принимающим семьям

    II. Программа социальной адаптации детей-сирот

    III. Программы материальной помощи «Это нужно сегодня» и «Лечение»

    IV. Проекты

Наши мероприятия

Волонтеры

Финансовый отчет

Мы благодарим

Как вы можете помочь

Контакты

Вступительное слово директора фонда Т. Тульчинской


Друзья,

Сегодня мы отчитываемся перед вами за десятый год работы фонда, у нас своего рода юбилей. Когда мы начинали работать, срок в десять лет казался нам далеким и призрачным горизонтом, а сейчас такое ощущение, что пройдена лишь меньшая, незначительная часть пути. Впереди еще, надеемся, много новых рубежей, но сейчас уже гораздо больше уверенности в том, что и они достижимы. Все это благодаря поддержке, которую мы получаем постоянно от наших жертвователей, волонтеров, друзей и партнеров. Спасибо вам, и оставайтесь с нами, вместе мы сможем еще больше!

Татьяна Тульчинская, директор
Благотворительного фонда «Здесь и сейчас»

Миссия, цели, базовые принципы и ценности

Миссией фонда является комплексное решение проблемы сиротства в России.

Основные цели фонда:

  • Комплексное сопровождение приемных семей, принявших на воспитание детей с особенностями развития.
  • Реализация программ социальной адаптации для детей-сирот, находящихся в учреждениях, в том числе, проведение специальных тренингов и семинаров для выпускников и старшеклассников.
  • Профессиональное наставничество воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот.
  • Оплата обучения и повышения квалификации для специалистов, работающих в теме сиротства.
  • Организация и проведения выездных и каникулярных программ для воспитанников учреждений для детей-сирот.
  • Обучение потенциальных принимающих родителей.
  • Поиск, подбор учебных заведений, соответствующих потребностям и ситуации приемного ребенка. Оплата обучения в негосударственных школах, если это необходимо.
  • Оказание некапитальной, но необходимой материальной помощи сиротским учреждениям, дополняющей то, что не финансируется государственными бюджетами.
  • Помощь в лечении и обеспечении медикаментами и медицинским оборудованием детей-сирот, приемных детей и сиротских учреждений
  • Консультирование заинтересованных лиц, готовых принять личное участие в решении проблемы социального сиротства.

Базовые принципы деятельности фонда, ценности, которые фонд поддерживает и отстаивает:

  • Центрированность на детей. Фонд занимается детьми, а не учреждениями.
  • Приоритет семейного воспитания детей над институционализированным.
  • Фокус на конкретном человеке, на том, как помочь ему реализовать свои интересы, воспользоваться свободой выбора направлений собственного развития.
  • Бескомпромиссная вера в потенциал каждого ребенка.
  • Сосредоточенность усилий на том, чтобы каждый ребенок мог быть включен в социум.
  • Командный подход в работе.
  • Долгосрочность и системность сопровождения, а не «акционизм».

Кому мы помогаем

В 2015 году нашими основными целевыми аудиториями оставались:

  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, живущие в учреждениях (в возрасте от 0 до 18 лет из 12 регионов России: Владимирской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской областей), в которых фонд реализует различные программы;
  • Выпускники сиротских учреждений;
  • Приемные семьи, в том числе принявшие на воспитание детей с особенностями развития (за 2015 год разные виды помощи в Ресурсном центре получили 108 детей из 89 приемных семей, а в регулярных встречах принимали участие 58 приемных родителей);
  • Потенциальные приемные родители;
  • Персонал сиротских учреждений и сотрудники региональных НКО, работающих в теме сиротства (в 2015 году 116 специалистов приняли участие в межрегиональной конференции в Москве и 99 специалистов участвовали в круглом столе, посвященном вопросам возврата приемных детей, а также 213 человек приняли участие в обучающих семинарах на местах).

Команда

Наша команда состоит из большого числа людей, неравнодушных к судьбам детей-сирот.

Попечительский совет – надзорный орган фонда, люди, которые не только осуществляют контролирующую функцию, но и сами активно поддерживают работу фонда:

  • Тагиев Руслан Русланович, Генеральный директор группы компаний TNS Россия – председатель попечительского совета
  • Никитин Станислав Станиславович
  • Поташев Максим Оскарович, президент ассоциации спортивного бриджа России, магистр игры «Что? Где? Когда?»
  • Ересковский Алексей, партнер компании AXES PRO

Высший орган управления фонда по Уставу - Совет, люди, которые определяют основные направления деятельности фонда:

  • Лахманлос Инна Ихиловна – председатель Совета фонда
  • Тульчинская Татьяна Владимировна
  • Хадеева Мария Валерьевна
  • Огарева Елена Евгеньевна
  • Леониду Алла Анатольевна

Единоличным исполнительным органом фонда является директор – Тульчинская Татьяна Владимировна (t.toulchinskaya@hereandnow.ru, +7-903-761-33-94).

В штате фонда в 2015 году работали 16 сотрудников.

И, конечно, мы бы не смогли реализовать все сделанное в 2015 году без участия всех тех людей, которые на протяжении всего года помогали вместе с нами, без волонтеров, которые становились наставниками детей в детских домах, без людей, которые создавали сувениры на мастер-классах и приходили на ярмарки, без всех, кто закупал, собирал, перевозил и выполнял множество других важных дел.

Программы

I. Программа помощи принимающим семьям

Основная задача Ресурсного центра – повысить качество жизни в приемных семьях, взявших на воспитание детей с особенностями здоровья, развития или поведения, поэтому работа центра направлена на улучшение детско-родительских отношений, включение детей с особенностями развития в среду ровесников, поддержку в движении по индивидуальному образовательному маршруту, раскрытие творческого потенциала ребенка, коррекцию его проблем с развитием или поведением, а также сотрудники Ресурсного центра активно делятся наработками и перенимают опыт коллег, работающих в данной теме.

Работа с приемными детьми

В 2015 году на сопровождении в Ресурсном центре было 22 ребенка. Это дети с тяжелой школьной дезадаптацией, дети в семьях с кризисом детско-родительских отношений и супружеских отношений, дети в семьях с угрозой возврата, ребенок с тяжелым переживанием детских травм, которое приводит к асоциальному поведению. В большинстве случаев организованная активность вокруг каждого случая привела к улучшению ситуации. В семьях отмечается стабилизация внутрисемейной ситуации, гармонизация детско-родительских отношений, улучшение отношений между супругами, коррекция поведенческих отклонений ребенка, улучшение школьной ситуации.

Центр много внимания уделяет вопросам получения достойного образования приемными детьми. И в некоторых случаях оплачивает обучение в частных школах или оказывает материальную поддержку дополнительных занятий для тех детей, которые не могут учиться в больших государственных школах в силу своих особенностей – определенных заболеваний или поведенческих нарушений. В 2015 году в рамках проекта «Хочу учиться» обучение было оплачено 4 детям.


Луиза была участницей проекта «Хочу учиться» в течение двух лет и оправдала все наши ожидания! Уже после первого года обучения стало ясно, что у девочки есть все шансы догнать «норму» и выйти на обучение в государственную общеобразовательную школу. 

Еще один год под чутким индивидуальным вниманием педагогов, которое ребенок может получить только в малокомплектном классе, – и  вот этот момент настал! Теперь мы видим перед собой увлеченного общительного ребенка, позитивно относящегося к обучению и принимающего школьные правила, который психологически полностью готов к учебе в большом классе.

Куратор проекта в Ресурсном центре

Индивидуальные коррекционно-развивающие и терапевтические занятия проходили с 40 детьми. Эти дети, пережившие тяжелые травмы в своей жизни до приемной семьи (жестокое обращение, насилие, пренебрежение нуждами), нуждаются теперь в специальной работе с детскими психологами, чтобы помочь им обрести доверие к миру взрослых, оставить в прошлом тяжелые воспоминания и восстановить силы для настоящего детства с его радостями и способностью к росту и развитию. С детьми проводились занятия по сенсорной интеграции, отработке травмы, по развитию саморегуляции и эмоциональной сферы ребенка.

Активно развивалась новая для центра форма работы – проведение занятий в парах «родитель – ребенок» и в семейных группах.

Продолжала активно развиваться групповая работа с детьми. Многие проблемы детей, особенно связанные с социализацией и коммуникациями, нельзя решить в формате индивидуальной работы. Должна быть выстроена цепочка интеграции сложных детей в социум: индивидуальная работа со специалистом в центре – групповая работа в терапевтической группе в центре (буферная зона) – включение ребенка в детский коллектив с тьютором вне центра – включение ребенка в детский коллектив на общих основаниях. В работе групп достигнуты ощутимые успехи, и в 2015 в ней приняли участие 59 детей и 42 родителя.

В 2015 году была организована работа 6 групп:

Группу подготовки к школе посещали 9 детей. Основная задача этой группы – психологическая подготовка к школе приемных детей, которая включает компенсацию пробелов раннего детства, развитие высших психических функций, формирование навыков саморегуляции, развитие коммуникативных навыков, проработку темы приемности.

Необходимость создания такой программы обусловлена существованием объективных причин школьных трудностей приемных детей, связанных в первую очередь с некачественно прожитым ранним детством и травмой потери кровных родителей. У большинства приемных детей не прожито горе потери, которое требует работы с психологом, плохо развита сенсорная интеграция, отстает развитие эмоционально-волевой сферы, нет навыков позитивного общения. Все это может создать серьезные школьные трудности и впоследствии привести к школьной дезинтеграции. У многих приемных детей пробелы раннего детства не компенсируются даже при длительном проживании в благоприятных условиях в приемной семье и требуют специальной работы.

Сотрудниками центра разработана программа психологической подготовки к школе таких детей. В группе есть дети с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, ДЦП, поведенческими проблемами. Групповая работа дала значительную динамику в развитии каждого ребенка, что было отмечено и всеми специалистами, проводящими занятия в группе, и родителями. По итогам работы была проведена диагностика, которая также подтвердила результативность такой формы работы.

В группах коррекции и профилактики школьной дезадаптации для детей начальной школы занимались 35 детей. Основная задача группы – помощь детям, имеющим значительные сложности в освоении школьных навыков. Речь идет не столько об учебе, сколько о способности к выполнению правил поведения, освоении роли ученика, умении соответствовать требованиям учителей. В связи со слабой волевой регуляцией и низким уровнем доверия ко взрослым некоторые приемные дети уже в начальной школе не вписываются в классный коллектив. А потом начинают отставать и в учебе, несмотря на сохранный интеллект.

В центре разрабатывается программа помощи таким детям. Занятия включают упражнения на развитие саморегуляции, эмоциональной сферы, осознание своего состояния и управления своим телом, коммуникативные игры. Особое внимание уделяется осуществлению проектной деятельности, когда в ходе совместной работы дети создают общий творческий продукт, что повышает их зону успешности, самооценку, уверенность в себе и своих силах, без чего невозможны и школьные успехи.

В этом году акцент в работе этих групп сделан на социализацию детей. Помимо общих занятий, в программу групп включены встречи с собаками-терапевтами, встречи с увлеченными людьми, музыкантами и артистами, выезды в подмосковный детский центр «Вдохновение». Таким образом, дети попадают в разные сообщества, учатся строить диалог, вступать во взаимодействие с разными людьми, приобщаться к разным сферам культуры.


У нас летом в семье появился новый приемный ребенок. Хотя мальчики его ждали и были рады, но период адаптации стал очень тяжелым, особенно для Сергея. Он стал очень агрессивно и вызывающе вести себя в школе. Возникло много конфликтов, и школу пришлось менять. Я рада, что в это сложное время с нашей семьей были сотрудники центра. Они верят в наших детей, и у нас тоже появляется уверенность, что с проблемами можно справиться.

Зинаида*, мама Макара* (11 лет), Сергея* (11 лет) и Антона* (8 лет)

Подростковая программа помогает детям 13-17 лет решать возрастные задачи – развитие коммуникативных навыков в общении с ровесниками и взрослыми, навыков самопонимания и самопрезентации, участие в значимой деятельности, формирование позитивного образа будущего, навыков планирования. В программе участвуют 19 подростков.

В 2015 году программа впервые включает совместный детско-родительский тренинг, основные задачи которого – повысить качество общения родителей и подростков друг с другом, дать возможность подростку наладить прямой контакт с родителем, повысить компетенции родителей в коммуникациях с подростками.

Кроме тренинга, программа включает групповые занятия с подростками (в том числе Киноклуб), индивидуальные занятия, участие подростков в подготовке и проведении детских праздников и помощи взрослым.

Также в 2015 году работали детско-родительские группы. Работа в детско-родительской группе для детей 3-5 лет с отставаниями в развитии направлена на восполнение пробелов развития раннего детства, развитие речи, развитие крупной моторики детей; для родителей – обучение навыкам взаимодействия с ребенком с различными особенностями развития и поведения, обучение навыкам стимуляции у ребенка речевого развития.

В группе участвуют 5 пар «родитель-ребенок» и 1 пара «воспитатель-ребенок» (девочка из Свято-Софийского детского дома для детей с тяжелыми нарушениями развития). У участвующих в группе детей есть проблемы развития речи, ДЦП, есть слабослышащие дети, с умственной отсталостью, деформациями конечностей, СДВГ, нарушениями поведения. За прошедший период заметно улучшилось общее и речевое развитие детей, повысилось принятие родителями особенностей ребенка и стали более реалистичными требования к детям.

Во второй детско-родительской группе для подростков 13-15 лет работают 5 пар «родитель-ребенок», 2 из которых с приемными отцами. Это пилотный проект, запущенный в 2015-2016 учебном году. Группа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений в период подросткового кризиса, на повышение родительских компетенций в сфере воспитания подростка, на расширение коммуникативного инструментария у подростков и взрослых. В ходе совместных упражнений у участников группы появилась возможность лучше узнать представления о семейных отношениях друг друга, определиться с психологической дистанцией и иерархией в отношениях, приобрести навыки сотрудничества и разрешения конфликтов.


В отчетный период активно развивалось направление совместной работы в парах и группах «родитель – ребенок». Такая работа позволяет усиленное внимание привлечь к вопросам детско-родительских отношений, продуктивно корректировать их силами самих родителей, сближает детей и родителей, особенно в период адаптации и кризисов. Кроме этого, участие семейных пар в групповой работе позволяет семьям лучше осознавать свои семейные ценности, родителям – видеть сильные и слабые стороны своих воспитательных стилей и сравнивать их с другими подходами. Участие семей в больших массовых мероприятиях – праздниках, творческих встречах также работает на сближение семьи, на умение позиционировать себя в социуме, на включение семьи в разные сферы культуры.

И с декабря 2015 года начала работать мастерская для детей 8-10 лет, в которой участвовали 7 детей. Задачами этой мастерской являются отработка травматического опыта детей при помощи арт-техник, развитие творческих способностей, развитие коммуникативных способностей детей в малой группе. Параллельно с занятиями для детей идут занятия для родителей детей этой группы в арт-терапевтических техниках для улучшения понимания детей и в целях профилактики родительского выгорания.

В течение всего года проводилась диагностическая работа, всего обследовано 92 ребенка. По всем детям даны рекомендации приемным родителям. В работе центра диагностические обследования проводятся со всеми детьми, которые включены в индивидуальные и групповые занятия.

*Имена изменены

Работа с приемными родителями

Много работы в центре проводится с приемными родителями.

Для поддержки приемных родителей в 2015 году проводился цикл консультаций для родителей детей, находящихся на сопровождении. И консультирование родителей детей, находящихся на индивидуальных занятиях. Такое консультирование обычно проводит специалист, работающий с ребенком. А в случае, когда проблема заключается в детско-родительских отношениях, работают 2 специалиста – один с ребенком, второй с родителем. Всего регулярные консультации получали 45 родителей и еще 92 родителя получили консультацию по итогам диагностики детей. В терапевтических занятиях принимали участие 28 родителей.

Для родителей проведено 4 тематических семинара на темы: общение, школьные трудности приемных детей (совместно с БФ «Большая перемена») и особенности взаимодействия с приемными детьми с ВИЧ+. Общее число участников семинаров 50 человек.

Также в 2015 году работали родительские клубы для родителей детей начальной школы и для родителей младших подростков, в которых участвовали 27 родителей.

На встречах родителей младших школьников были затронуты различные аспекты школьных успехов и неуспехов ребенка, говорили о важности игры, а также о самовосприятии родителя и о развитии родительских компетенций.

С родителями младших подростков на встречах обсуждали задачи подросткового возраста, отношения подростков и родителей и вопросы социализации младших подростков, говорили о личном пространстве и идентичности, воспитании пола. А также говорили о том, как родителям справляться со стрессом и рассматривали восстановительные стратегии.


Весомое достижение этого года – повышение качества работы с родителями. Активно работают родительские клубы. Работа групп выстроена так, что параллельно занимаются дети – со своими специалистами и родители – со своими. Это приносит более очевидные результаты, т.к. родители лучше понимают, что происходит с детьми и готовы поддерживать процесс совместных усилий со специалистами, чувствуют себя вовлеченными.

Работа с семьями

В течение 2015 года в центре проводилась важная программа реабилитационных мероприятий «Передышка». Специалисты центра помогают семьям пережить острые, кризисные моменты, которые могут быть связаны с адаптацией ребенка или его возрастными кризисами, а также с обстоятельствами жизни семьи (это могут быть развод родителей, потеря работы, прием или рождение новых детей и другие обстоятельства). Основная задача программы – стабилизация семейного благополучия и профилактика возвратов детей.

Работа по преодолению семейного кризиса осуществлялась в 12 семьях и включала индивидуальные занятия с детьми, консультативную работу с родителями по повышению родительской компетентности, терапевтическую работу по запросу по личным проблемам родителей, мешающим эффективным детско-родительским отношениям. Еще 1 ребенку была предоставлена возможность выехать в детское досуговое учреждение в качестве реабилитации для снижения взаимного напряжения между родителем и ребенком в ситуации острого кризиса.

За год прошло 4 выезда семей в подмосковный реабилитационный центр «Вдохновение», в выездах участвовало 13 семей, в которых воспитываются 27 детей. Участие в выездах дало семьям возможность отдохнуть от повседневных проблем, по-новому увидеть возможности и детей, и родителей. Творческие занятия, прогулки, совместные праздники способствовали обретению внутренней свободы. Принимающая обстановка помогала расслабиться. Для детей было много развивающих и открывающих способности занятий – лепка, рисование, музыка, катание на лошадях и т.д. Удачным оказалось и педагогическое сотрудничество со специалистами центра. Программа каждого выезда составлялась совместно – педагогами и психологами центра «Вдохновение» и Ресурсного центра. В каждом выезде работали сотрудники обоих центров, что позволило усилить возможности и места, и отдельных специалистов.

Также в центре регулярно проходят коллективные детско-родительские мероприятия – детские праздники, творческие встречи с музыкантами, игротеки, встречи с собаками-терапевтами. В 2015 году в таких мероприятиях приняло участие более 100 детей и родителей.

Все массовые мероприятия выполняют задачу социализации детей. Все выстроены так, что у ребенка есть возможность проявить себя, почувствовать себя успешным, принятым, значимым. У каждого ребенка есть возможность посильного участия в публичных выступлениях. Большинство мероприятий разновозрастные, с участием и детей, и родителей, чтобы дети могли учиться общению и чувствовать себя комфортно в интеграционной группе.

Проведены 1 игротека и 4 массовых детских праздника - 8 марта, праздник окончания учебного года, праздник осени и новогодняя ярмарка, в которых приняли участие 60 детей и родителей.


В этом году у сына сбылась его большая мечта – на детском празднике он играл Деда Мороза! Еще год назад это было трудно представить, т.к. мальчик не умел общаться с ровесниками и они часто гнали его от себя. Мы занимаемся в центре уже 2,5 года и видим, что ребенок стал гораздо уравновешеннее, лучше справляется со своими эмоциями, спокойнее участвует в решении конфликтов. Его уровень социализации значительно повысился. Мы очень любим творческие встречи с музыкантами и выезды во «Вдохновение».

Елена*, мама Федора* (11 лет)

В 4 прошедших встречах проекта «Дети и музыка» участвовали 78 человек – встречались с известной саксофонисткой Вероникой Кожухаровой, дирижером Григорием Королевым, пианисткой Надеждой Котновой. На встречах узнавали про инструменты и работу дирижера (а кто-то даже пробовал себя в этой роли), было много волшебной музыки, детские оркестры и ансамбли. Уже на четвертой встрече стало заметно, насколько глубоко дети впитывают то, во что их погружают, что приносят в их жизнь увлеченные люди, насколько вошла музыка в жизнь детей. Стало видно, что затея с циклом музыкальных встреч начала приносить ощутимые плоды.


Один из моих детей в воскресенье получил свой первый кубок на музыкальном конкурсе, и хочу сказать, что встреча с Вероникой в мае сыграла в этом событии значительную роль: именно после этой встречи Максим стал спокойно относиться к долгим репетициям и к долгой кропотливой работе. Так что вот вам и первый результат. Эти встречи точно оставят в душе ребят важный след, потому что все происходит очень искренне и с душевной заинтересованностью как выступающих, так и организаторов.

Мама Максима* (10 лет), Влада* (10 лет) и Кати* (10 лет)

В 2015 году прошли 4 встречи с собаками-терапевтами в партнерстве с фондом «Не просто собаки», в которых участвовали 28 детей и 16 родителей. Все дети нашли на встрече для себя что-то важное - слушали истории попадания брошенных и искалеченных собак в семью и поражались их нынешним благополучием, прижимались к животным и расслаблялись, наслаждаясь тактильным взаимодействием, кто-то открыл в себе талант дрессировщика и получил возможность поверить в свои силы, а кто-то впервые превозмог свой страх и обнаружил для себя новый мир безопасного общения с другим живым существом.

Сотрудники центра регулярно повышают свою квалификацию, так как работа требует знаний и навыков из разных областей психологии и педагогики. Специалисты центра посещали в 2015 году тренинг в рамках программы профилактики выгорания по теме «Голосовые практики в работе психолога», семинары «Формирование толерантного отношения к ВИЧ+детям» и «Особенности и потребности ВИЧ+ детей», арт-терапевтические техники как профилактика выгорания (на примере методики Эдит Крамер). Также сотрудники посетили еще много личных курсов.

*Имена изменены

Межрегиональный проект (работа с профессиональным сообществом)

В 2015 году продолжилась активная работа специалистов Ресурсного центра в рамках межрегионального проекта, направленного на обмен опытом в сфере работы с приемными семьями и содействия семейному устройству особых детей.

В ходе выполнения проекта налажено взаимодействие с 16 некоммерческими организациями-партнерами в 12 регионах, для которых была оказана методическая, информационная и консультативная поддержка – возможность участвовать в обучающих семинарах в Москве и в регионах, обеспечение методической литературой, информационные рассылки, консультации, супервизия сложных случаев.

В 2015 обучающие семинары для специалистов НКО и приглашенных организаций, тематические встречи с приемными родителями проведены в 7 регионах, в которых приняли участие 213 человек. Важным результатом считаем формирование у региональных партнеров понимания важности работы и навыков создания ресурсной сети в ходе совместной деятельности. При организации обучающих семинаров на местах специалисты центра специально оговаривали с партнерами из НКО важность приглашения специалистов из местных структур, которые занимаются смежной тематикой, в том числе из государственных учреждений. И на самих семинарах уделяли внимание способам взаимодействия разных структур как в ходе решения общих проблем, так и при выстраивании «ресурсной цепочки» в интересах конкретного ребенка.

В 2015 году проведено два масштабных межрегиональных мероприятия – в апреле в Москве прошла межрегиональная конференция «Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение», в которой приняли участие 116 специалистов, и в сентябре в Москве состоялся Круглый стол «ВОЗВРАТ приемного ребенка из замещающей семьи: завершение и новое начало». Эти мероприятия стали яркими событиями для специалистов из регионов – семинары московских специалистов помогли повысить общую компетентность участников, а общение региональных коллег между собой способствовало распространению лучших практик, создавало ощущение профессионального поля. Такие мероприятия способствуют установлению горизонтальных связей и распространению лучшего опыта напрямую между региональными участниками, что делает связи более разнообразными и прочными.

Проведение Круглого стола по актуальной теме возвратов приемных детей из семьи в учреждения позволило аккумулировать существующие взгляды на проблему и возможные пути ее решения. Увеличение количества размещенных в семьи детей ведет и к увеличению числа возвратов, поэтому задачи специалистов – научиться работать с такими ситуациями, оказывать помощь детям и семьям. Тема эта для России пока новая и не совсем освоенная. Число участников Круглого стола – 99 человек из Москвы и регионов.


Нижегородская региональная общественная организация «Детский проект» выступает в качестве регионального партнера фонда «Здесь и сейчас» уже не первый год. И каждый раз мы убеждаемся, что наше сотрудничество очень плодотворно сказывается на нашей совместной работе.

Конференция - это возможность высказаться и выслушать, обменяться опытом, заострить внимание на деталях, а именно такие «мелочи» двигают вперед работу с особыми детьми – по их семейному устройству, сопровождению семей, социализации и многому другому.

Мы получили прекрасные книги, которые заставляют думать, искать новые пути и в конечном итоге – совершенствоваться, как в рабочем, так и в личном плане.

Благодарим сотрудников Ресурсного центра за постоянную поддержку, желаем им стойкости и успехов, а также ждем приглашения на следующую конференцию!

Елисеева Наталья Сергеевна, исполнительный директор, Нижегородская региональная общественная организация «Детский проект» (Нижний Новгород)

По материалам проекта был издан второй методический сборник «Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение». Авторами сборника стали специалисты центров помощи семьям и детских сиротских учреждений, психологи, педагоги, добровольцы НКО, приемные родители. Сборник распространялся среди участников межрегиональной конференции, на других публичных мероприятиях центра, а также был разослан еще в 12 регионов. Вы можете ознакомиться с материалами сборника.

Также было организовано обеспечение методической литературой специалистов в регионах. Среди переданной литературы – книги редких изданий по теме работы с детьми с особенностями развития (аутизм, ДЦП, сенсорная интеграция и т.д.), книги по приемности, по детской психологии и педагогике. Это дает возможность местным специалистам получить доступ к необходимой профессиональной литературе, таким образом, обеспечение литературой сыграло свою просветительскую роль в повышении профессиональной компетентности. Кроме того, это становится дополнительным компонентом и в создании ресурсной сети, т.к. в ряде регионов были созданы тематические библиотечки на базе НКО.

В ходе проекта продолжается наполнение и развитие специализированного сайта, основными задачами которого являются продвижение идеи семейного устройства особых детей, формирование позитивного общественного мнения к этой теме, профессиональная методическая помощь специалистам по семейному устройству, обмен опытом в этой сфере, просвещение приемных и потенциальных приемных родителей.

В качестве основных достижений программы можно назвать возрастание осведомленности специалистов, работающих в сфере семейного жизнеустройства детей-сирот, о возможностях семейного устройства детей с особенностями развития. Освоение методов работы с такими детьми в приемных семьях, механизмах сопровождения семей с такими детьми, способов подготовки потенциальных приемных родителей для таких детей. Формирование (или как минимум представление о возможностях формирования) ресурсной сети по вопросам комплексной помощи приемным семьям. Во многих регионах после наших семинаров начиналось сотрудничество региональных организаций, которые до этого не могли сформировать общее поле деятельности. Особенно ценно, что в ресурсной сети участвуют специалисты как государственных, так и общественных организаций.

II. Программа социальной адаптации детей-сирот

В 2015 году продолжилась активная работа с детьми в детских учреждениях – проводились программы как в самих учреждениях, так и выездные программы в Москве и Пущино, а также в 2015 году стартовал новый проект «Наставничество».

Программы социальной адаптации, проводимые с детьми в детских домах

В течение всего года с ребятами продолжалась работа в рамках проекта «Три ДА», нацеленная на их психологическое развитие с учетом специфики их жизненного опыта – раз в месяц психологи фонда проводят с участниками проекта тренинги и семинары, направленные на развитие самостоятельности, ответственности, самоуважения у воспитанников.

С участниками из Должанского детского дома завершили годовую серию дополнительных занятий, на которых подробно рассмотрели темы, по которым у ребят возник запрос, и провели с ними дополнительные занятия, которые прежде не рассматривались в курсе. Летом Должанский детский дом был упразднен, а оставшиеся 11 воспитанников переведены в другое учреждение.

Весной завершили двухгодичный цикл занятий в двух учреждениях – в Кимовской и Тужинской школах-интернатах. За два года в этой программе приняло участие около 70 воспитанников двух интернатов. Программа позволила участникам разобраться с темой ответственности, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации, слышать и слушать других людей, осознавать свои эмоции и получить навыки социально приемлемого выражения эмоций, научиться принимать эмоции других людей, узнать методы принятия решений и научиться эффективно принимать решения в зависимости от ситуации, примерно представить свое ближайшее будущее. У подростков появилась возможность сформировать адекватную самооценку, что будет способствовать более удачному выбору профессии при выпуске из детского учреждения и последующему трудоустройству. По результатам занятий было принято решение продолжить занятия в Туже и Кимовске в виде психологических ролевых игр с последующим обсуждением результатов.

Также с сентября 2015 года, после проведения экспресс-диагностика воспитанников с целью определить, какие из программ больше подходят конкретным детям, начался цикл занятий в Солотчинской школе-интернате. С ребятами было проведено 3 первых занятия двухгодичного цикла. Также решено приглашать ребят из Солотчи на каникулярные программы фонда.

Еще одна программа фонда, которая проводится с детьми в учреждении, «Пир горой» была проведена в 2015 году трижды – в Туже, Елатьме и в Петровском детском доме с продолжением в Москве. Эта программа помогает развить у воспитанников навыки общения в самостоятельной жизни. Участники получают возможность избавиться от иллюзии, что «готовить — это сложно», обучаются приготовлению простых и вкусных блюд, учатся сервировать стол, составлять меню и делать закупки в магазине. Участвуют в семинарах и мастер-классах на тему этикета и разбираются с вопросами, как ходить и приглашать в гости, пробуют развлекать гостей и легко и интересно организовывать праздник, украшать помещение и дарить подарки.

Выездные программы социальной адаптации воспитанников детских домов

В январе, во время зимних каникул ребята из Солигалича снимали свой фильм – впервые прошла программа «Снимается кино», отличительной особенностью которой от других кинематографических программ стало то, что прошла она не в стенах детского дома, а с выездом команды в областной центр. Поэтому и город послужил ребятам площадкой для изучения и работы, а его праздничное оформлением – декорациями. К съемкам ребята готовились полноценно – занимались актерским мастерством, разбирались в жанрах и тренировались писать сценарии, и итогом всех семинаров и мастер-классов стал игровой фильм. К сожалению, в 2015 году Солигаличский интернат был расформирован, а его воспитанники переведены в другие учреждения области.

Весной прошла уже ставшая традиционной программа профориентации «Шаг в профессию» для старших школьников, а в августе в Москву приезжали уже ставшие выпускниками ребята. Дополнительно стоит отметить, что в летней программе участвовали также выпускники 2012-2014 годов, что в силу принципов построения наших программ возможно только при наличии инициативы с их стороны.

Участники учились ориентироваться в городе, самостоятельно находить дорогу и передвигаться на общественном транспорте. Помимо развлекательных мероприятий были на семинарах, полезных для предстоящей самостоятельной жизни - о хранении, закупке и приготовлении продуктов питания, о стрессоустойчивости и управлении эмоциями, навыках эффективного общения, первой помощи. Также участники побывали на экскурсиях «со служебного входа» в различных компаниях, где увидели рабочий процесс изнутри и узнали о необходимых знаниях и навыках в различных профессиях и встретились с людьми, которые уже достигли успеха в жизни.


Я лично уже второй раз на подобной программе и снова взял для себя массу полезной информации, которую я смогу применить в жизни на практике,например, как пройти удачно собеседование, как сдерживать свои эмоции, так же не менее важен для меня всегда был такой вопрос - как научиться говорить человеку НЕТ. Это на самом деле очень сложно.

Что мне действительно еще очень понравилось - это самостоятельность! Я вообще не люблю, когда меня водят куда-то «за ручку», указывают что мне делать и т.д. Вы позволили нам самостоятельно передвигаться по незнакомому и большому городу, что очень важно, т.к. все выпускники разъедутся по разным незнакомым городам и им самим придется его узнавать. Хотелось бы и дальше с вами общаться и уже самому участвовать в данной программе, не как ребенок, а как один из организаторов подобных проектов!

Василий К., выпускник прошлого года, Тужа

Во время осенних каникул в Москву приезжали ребята помладше на творческую программу «Осеннее вдохновение», которая дает участникам возможность находить новые нестандартные решения и необычные способы применения обычных вещей, расширить кругозор, «примерить на себя» различные творческие профессии. Участники программы окунулись в творческую жизнь Москвы, посетили различные творческие мастер-классы, познакомились с людьми различных творческих профессий – музыкальное шоу и рок-опера, семинар о творческих способностях, мастер-класс по созданию открыток на шелке и собственный снятый мультфильм, город профессий и многое другое – успели ребята за неделю в Москве.

И также осенью в Москве побывали самые младшие ребята – воспитанники Спасо-Талицкого дошкольного детского дома на программе «Москва и малыши». Эта программа позволяет нашим самым маленьким участникам расширить их представление о мире, получить полезные навыки и испытать острые ощущения. Участники лепили, рисовали, готовили, играли в сказку, ходили в цирк и в театр, посещали детские музеи и гуляли. А еще учились самостоятельности и узнавали новое в каждой прогулке и простых обыденных действиях.

И еще в одной программе приняли участие школьники из Тужи и Кимовска, которую проводят наши партнеры – Зимняя Пущинская школа. Готовиться к школе участники всегда начинают заранее, выполняя заочное домашнее задание, которое также является и отборочным туром. А после во время весенних каникул участники получают возможность самостоятельно выбрать себе в зависимости от возраста 2 или 3 курса из предложенных по самым разным дисциплинам. Посещают кружки и студии, участвуют и побеждают в общешкольных играх, учатся танцевать, плести фенечки и проводят каникулы среди обычных школьников из самых разных уголков страны.


С 21 по 28 марта я была в ЗПШ. Мне нравится математика и иностранные языки, поэтому я ходила на математический курс «Попробуй реши» и иностранный «Галопом по Европам с заездом в Китай».

На курсе «Попробуй реши» мы играли в полоску, в мудрецов, в делители. Нас было на курсе более 25 человек. Было очень интересно и познавательно. На курсе «Галопом по Европам» мы в разные дни недели изучали разный иностранный язык. В понедельник у нас был китайский, во вторник мы изучали немецкий, среда - итальянский, четверг - испанский и в пятницу - английский язык. Мне очень понравились оба эти курса. Единственное что я хотела бы изменить, так это добавить французский язык. Я узнала много нового и интересного, узнала как пишется мое имя на всех этих языках. Я задавала различные вопросы, которые меня интересовали и получала хороший и полный ответ.

Были «Лекции мамонта». На этих лекциях нам говорили о разнообразных животных, рассказывали про динозавров, о птицах, о космосе, было много интересных презентаций.

Также вечером были студии. На них мы играли в разные настольные игры, танцевали, пели песни. Мне очень хотелось побывать на всех студиях. Я ходила на студии и просматривала все. Сначала я ходила на игру «ГО». Мне понравилась эта настольная игра. Еще я ходила на игру «Мафия». Нас было очень много, более 30 человек и нас разделили на две команды: маленькая и старшая. Я очень полюбила эту игру.

Еще мне понравились вечерние игры. Особенно понравилась игра «Минотавр». Нам давались карточки со станциями и мы должны были бегать по станциям и отвечать на вопросы или выполнять какие-то задания. Было очень весело бегать по школе.

Я познакомилась с вожатыми, завела новых друзей. Я увидела мир совершенно другими глазами. Мне стало так интересно со всеми общаться, знакомиться и узнавать что-то новое. Я хотела бы поехать еще раз в ЗПШ.

Луиза Г., 8 класс, Кимовск

На всех выездных программах традиционно практикуется самостоятельность участников, и если малыши впервые пробуют сами добавлять сахар в чай, то взрослые ребята учатся ориентироваться в городе, следить за временем, помогают готовить еду и выбирать продукты в магазине. И мы благодарны сопровождающим взрослым за их готовность отпускать детей.

Наставничество

Большим событием в рамках программы социальной адаптации стал запуск нового проекта «Наставничество». Целью этого проекта является сопровождение выпускников детских учреждений с целью их психологического развития, учитывая специфику их жизненного опыта, а также успешная интеграция выпускников в современное общество. В рамках проекта предполагается построение доверительных отношений ребенка и взрослого, готового оказать поддержку и помочь советом, способного проконсультировать по различным вопросам. Такие доверительные отношения создают для ребенка базис уверенности в малопонятном и незнакомом мире за стенами детского дома. Для взрослых участников проекта, наставников оказывается организационно-методическая и профессиональная поддержка их деятельности.

В рамках проекта в 2015 году началась работа с Солотчинской школой-интернатом – прошли первые собеседования для желающих участвовать в проекте детей и взрослых. К концу года 8 наставников прошли обучение и 7 из них познакомились со своими младшими друзьями и начали взаимодействовать в парах. Также договоренность о старте проекта достигнута с центром постинтернатного сопровождения при детском доме «Солнечный», и участники из Солотчи и Солнечного ждут своих будущих наставников (узнать больше о проекте и стать наставником и старшим другом для ребенка).


В первую очередь хочу отметить очень серьезный отбор кандидатов (по собственному опыту) и подготовку. В течение нескольких месяцев мы проходили замечательно организованную программу подготовки волонтеров-наставников. Я имею психолого-педагогическое образование, и имела опыт работы с детьми из детских домов, однако для меня в лекциях Андрея Короткова было очень много нового. Формат работы также поощрял обмен опытом между участниками программы. Мне кажется, что в течение первых шести месяцев мы сформировали определенную «команду». Это важно.

Первое время у меня было ощущение, что персонал детского дома уровня воспитателей не до конца понимает смысл нашего присутствия. Однако персональные беседы их успокоили. Одна из воспитательниц Вали, моей подопечной, выразила мнение, что для подростка будет важно иметь «положительный пример». В настоящее время я ощущаю хороший контакт и поддержку персонала детского дома.

Взаимодействие с приютским ребенком имеет свою специфику. Как правило, обратная связь достаточно «лаконичная» и пробить эту стену односложных ответов было сложно, даже психологически. Однако контакт установлен и я могу видеть, что для ребенка это взаимодействие несет пользу. Во-первых, это определенный статус «иметь своего наставника». Во-вторых, практическая польза - какие-то советы, рекомендации и опыт которым мы делимся с ребятами. В-третьих, это опыт принятия, который очень важен для отвергнутых родителями деток.

Ольга, наставница Валентины*

А также в течение 2015 года состоялось более 15 одно- и двухдневных поездок детей в Москву и другие города и прошло не менее 30 выездов волонтерских команд к детям в детские дома с различными программами. Эти поездки организованны при поддержке фонда и силами самих волонтеров. В том числе, многие поездки и мероприятия были организованы в партнерстве с волонтерскими группами, которые поддерживает фонд: InDifference, «Ты можешь», «Апельсин», «Образ жизни», инициативная группа «Зернышко» и др., а также с волонтерами различных компаний.

*Имена изменены

III. Программы материальной помощи «Это нужно сегодня» и «Лечение»

Программа «Это нужно сегодня» направлена на удовлетворение базовых материальных потребностей детей в сиротских учреждениях в том случае, если они не обеспечиваются государством, выпускников детских домов и приемных семей.

В 2015 году материальная помощь была оказана на сумму 3 270 000 рублей, а также на сумму более 2 000 000 рублей материальная помощь была оказана нашими дарителями напрямую.

В 2015 году вступило в силу постановление Правительства РФ N 481, которое призвано изменить жизнь детей-сирот. В том числе постановление предполагает создание в организациях для детей-сирот условий пребывания, приближенных к семейным, которые будут способствовать интеллектуальному, эмоциональному, физическому развитию детей, а помещения для проживания должны быть созданы по квартирному типу. Чтобы ребята могли сами действовать, а не только получать обслуживание со стороны сотрудников учреждений, готовиться к будущей самостоятельной жизни, проживать в более естественных и психологически более комфортных условиях, в детском доме города Шахты Ростовской области были оборудованы мини-кухни в группах семейного проживания. Для оборудования кухонных уголков фонд помог оплатить напольные и настенные шкафы.

В Полотняно-Заводском детском доме Калужской области, где проживают дети с инвалидностью, были отремонтированы и оборудованы две творческие мастерские – одним из направлений реабилитации и коррекции является труд в разнообразных мастерских. Была обустроена сувенирная мастерская, в которой дети смогут заниматься бисероплетением, квилингом, выжиганием по дереву, а также скоро в детском доме заработает новая гончарная мастерская.

Для молодой девушки Юлии, которая проживает в доме-интернате для престарелых и инвалидов в Брянской области, мы оплатили замену джойстика для управления коляской с электроприводом – раньше мы уже помогли Юле купить эту коляску, но за время использования джойстик вышел из строя, и Юля осталась без средства передвижения. Теперь Юля может вновь пользоваться коляской и самостоятельно передвигаться!

В Спасо-Талицком дошкольном детском доме Кировской области обновили уличные площадки, на которых гуляют дети. Многие из них были установлены почти 30 лет назад. С вашей помощью мы помогли установить беседку на детской площадке.

А в Елатомском детском доме-интернате Рязанской области при поддержке компании «Джонсон и Джонсон» установили детскую площадку.

В начале года в качестве новогоднего сюрприза учителю труда из Новогурово Тульской области передали инструменты для токарных станков, о которых он давно мечтал - токарные деревообрабатывающие станки в интернате были, а специальных инструментов, чтобы на них работать, не было. Теперь трудовик счастлив, а мальчишки начали осваивать работу новыми резцами.

В рамках проекта помощи выпускникам «Путевка в жизнь» была оплачена бытовая техника на сумму 21 000 рублей для тех, кто уже живет самостоятельно, например, была оплачена стиральная машинка для выпускницы детского дома Нади Ю.

В рамках проекта «Лечение» на сумму 52 000 рублей были оплачены расходы, связанные с приездами в Москву на контрольное обследование после операции Иры С. из Костромы и сиделка для шестилетней Фатимы из Северной Осетии, у которой буквально через месяц после того, как она попала в приемную семью, обнаружили онкологическое заболевание. Вместе с фондом «Настенька» была оплачена сиделка для Фатимы на время лечения, поскольку родители не могли находиться с ней все время – мать осталась дома со вторым приемным ребенком, а у отца нет руки, он не мог ухаживать за девочкой. Также еще 90 000 рублей на оплату работы сиделки были переданы донором напрямую.

Также в детские учреждения и приемные семьи были переданы средства гигиены, лекарства, канцтовары и др.

IV. Проекты

В 2015 также продолжали реализовываться проекты «Народная благотворительность», в рамках которого пользователи системы «Город» могут перечислить пожертвование в фонд, совершая коммунальные и другие платежи, и проект «Благотворительность вместо сувениров», в рамках которого компании ООО «Эм-И-Си», ООО «Джонсон и Джонсон», ООО «СОЛАР МЕНЕДЖМЕНТ» и группа компаний РБК перечислили свой новогодний сувенирный бюджет на сумму 920 000 рублей на поддержку программ фонда.

Также в 2015 году реализовывался и проект «Сухая попа». В этом году памперсы собирались и передавались точечно, чаще всего для взрослых детей из детских домов с энурезом. Крупных акций по сбору не было.

В рамках веб-проектов в 2015 фонд продолжает собирать пожертвования на проекты на площадках Добро Mail.ru, международной фандрайзинговой платформе GlobalGiving и на платформе Благо.ру.

Мы продолжаем наполнять страничку фонда в facebook, сайт фонда http://hereandnow.ru и специализированный сайт http://detivokrug.org, посвященный вопросам семейного устройства детей-сирот с особенностями развития и работе Ресурсного центра.

Наши мероприятия

В 2015 году мы участвовали в нескольких ярмарках перед Новым годом.

А перед ярмарками мы провели несколько мастер-классов, на которых волонтеры и сотрудники фонда делали сувениры для ярмарок – плели браслеты, расписывали деревянные домики, делали елочные украшения.

13 декабря прошел пятый юбилейный «Душевный Bazar». На ярмарке вместе с волонтерами инициативной группы «Зернышко» мы предлагали посетителям новогодние сувениры и подарки, вкусную выпечку, свечи, деревянные домики. Также мы приняли участие еще в двух ярмарках в компаниях Amway и Росбанк, на которых сотрудники компаний также могли найти подарки к Новому году. А еще все посетители нашего стенда могли принять участие в лотерее, и три победительницы случайного розыгрыша получили еще приятные подарки от наших друзей.

На ярмарках было собрано 87 700 рублей на работу Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми и на программы социализации детей из Муромского детского дома.

Волонтеры

Только с помощью и поддержкой друзей фонда мы можем делать свой вклад в решение проблемы социального сиротства в России, и мы благодарны каждому, кто помогает нам осуществлять нашу работу и вместе с нами старается менять жизни детей!

В течение года деятельность фонда поддерживали индивидуальные волонтеры, сопровождая детей на московских программах, помогая готовиться и проводить мероприятия. Волонтеры помогали нам перевозить различные вещи и передавали необходимое детям, первые наставники прошли обучение и стали взаимодействовать в парах «наставник-ребенок» с подростками из школы-интерната в Солотче Рязанской области. Отдельное спасибо хотим сказать волонтерам команды «Добрые кулинары», которые пекли для ярмарок, проводили мастер-классы для детей и др.

Корпоративное волонтерство продолжает развиваться в компаниях, которые уже поддерживают деятельность фонда, например, в ЗАО КБ «Ситибанк», ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», AXES PRO, ALCOA, в Группе компаний TNS, Кадровом холдинге АНКОР, чьи сотрудники приняли участие в совместных акциях и мероприятиях, собирали средства и материальную помощь и др.

Также мы поддерживаем финансово и организационно несколько организованных волонтерских групп, в том числе InDifference, «Ты можешь», «Апельсин», «Образ жизни», инициативную группу «Зернышко», которые ведут самостоятельную работу с детьми в сиротских учреждениях. В том числе некоторые проекты реализуются совместно.

Финансовый отчет

Некоммерческая организация Благотворительный фонд помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» реализует благотворительную деятельность с 2005 года. При ведении финансово-хозяйственной деятельности делопроизводства фонд руководствуется нормами Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, ФЗ «О фондах», ФЗ «О благотворительных организациях», законом «О бухгалтерском учете», Положениями о бухгалтерском учете и иными законодательными и нормативными актами.

Фонд применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы. Бухгалтерский учет ведется в фонде для целей учета целевого расходования денежных средств в полном объеме.

В 2015 году фондом были получены пожертвования от физических и юридических лиц в общем объеме 11 671 218,11 рублей. 80% общего объема финансирования было получено от юридических лиц и 20% – от физических лиц. Крупные пожертвования были получены от Благотворительного фонда «Дорога вместе», ООО «Джонсон и Джонсон», ЗАО «Финансовый Дом», ООО «БКЕ», JP Morgan, Благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее» и других.

Общий объем расходов фонда в 2015 году составил 13 998 727,40 рублей. На эти средства были реализованы программы социальной адаптации целевой аудитории и программы помощи принимающим семьям, оплачена медицинская помощь, приобретено оборудование и материальные ценности для детских сиротских учреждений и приемных семей, реализован межрегиональный проект, поддержанный субсидией Министерства Экономического развития Российской Федерации на 2014-2015 года «Содействие семейному устройству детей с проблемами развития и сопровождение приемных семей с особыми детьми: что могут НКО?».

Мы благодарим

Ежедневно в работе фонда видимо или незримо участвуют многие люди, без каждого из которых не мы не смогли бы реализовать в таком объеме все то, что сделали за год, а что-то не смогли бы реализовать и вовсе. И мы от всей души благодарим каждого, кто разделяет наши принципы, поддерживает нашу работу и вместе с нами меняет жизни детей.

Мы благодарим компании, которые оказывают финансовую поддержку программ фонда, приглашают детей на экскурсии, передают билеты, проводят ярмарки в своих офисах и собирают материальную помощь.

Мы благодарим всех наших дарителей, которые частным образом финансово поддерживают проекты фонды, всех волонтеров, которые регулярно участвуют в проектах фонда, всех, кто откликается на самые актуальные просьбы.

Решая ежедневные задачи, мы всегда чувствуем ваше дружеское плечо, и это невероятное счастье работать вместе с вами. Спасибо!

Как вы можете помочь

Вы можете поддержать программы фонда финансово, сделав пожертвование, или стать волонтером фонда, заполнив анкету. Также вы можете стать старшим другом ребенку из детского дома, приняв участие в проекте «Наставничество» - для этого свяжитесь с кураторами проекта.

Присоединяйтесь к страничке фонда в facebook, чтобы быть в курсе самых актуальных новостей и акций, а также помогайте нам распространять информацию в социальных сетях.

Больше информации о способах помочь вы найдете на нашем сайте в разделе «Я хочу помочь».

Присоединяйтесь! Вместе мы можем больше.

Контакты

Email: info@hereandnow.ru

Телефон: +7-903-761-33-94

Почтовый адрес: 115162, Москва, ул. Шухова, д. 17, корп. 2, НО БФ «Здесь и сейчас».

Мы будем рады, если вы оставите отзыв и комментарии по отчету, чтобы мы могли улучшить качество отчета в следующем году. Предложения по работе фонда вы можете присылать на электронную почту info@hereandnow.ru.

Вы можете посмотреть другие отчеты фонда.


АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2015.PDF
205 KB