Социальная адаптация
Дети, оставшиеся без попечения родителей, после выпуска из детского дома имеют весьма ограниченный социальный опыт, не имеют знаний и навыков, необходимых для интеграции в общество и начала самостоятельной жизни.
У детей, воспитывающихся в системе детских домов, зачастую отсутствуют:
- мотивация к учебе, познанию нового и саморазвитию,
- потребность и навык принятия решений и как следствие – взятия на себя ответственности за происходящее (есть определенный уклад в учреждениях, где все решения за детей принимают взрослые и контролируют выполнение этих решений),
- знание о том, что и как будет после выхода из учреждения и понимание как действовать в незнакомой обстановке/ситуации,
- доверительное общение с компетентным взрослым, нет взрослого друга, человека, с которым можно поделиться, посоветоваться в сложной ситуации.
Под конечной целью социальной адаптации выпускника мы понимаем его полную автономность в обеспечении собственной жизни, способность принимать ответственные решения и осознавать их последствия и самостоятельность при выходе из кризисных ситуаций. Для достижения этой цели фондом разработан ряд проектов, направленных на различные возрастные категории и ставящих перед собой различные задачи.
Задачи программы:
- Воспитывать в детях и способствовать формированию взрослой позиции (способности принять решение, осознавать и нести за него ответственность).
- Формировать мотивацию к учебе и помогать в разрешении проблем, возникающих у участников в этой области.
- Оказывать помощь в решении личных проблем и конфликтных ситуаций в жизни участников.
- Способствовать адекватной оценке своих способностей, консультировать и направлять в выборе профессии участников программы.
Целевая аудитория – воспитанники и выпускники детских домов/школ-интернатов, дети в тяжелой жизненной ситуации.
Все мероприятия программы реализуются в единой концепции, включающей в себя следующие принципы:
- Свобода выбора – возможность для участника совершать любые действия (не противоречащие правилам программы, а также физической и психологической безопасности участников). Минимум запретов и их максимальная осмысленность.
- Ответственность – следствие свободы выбора. Цель - создание максимальной связи между действиями участников и последствиями этих действий. Дать возможность насладиться результатами.
- Уважение – отношение к участнику, основывающееся на понимании того факта, что мы имеем дело с другим человеком, с его внутренним миром, убеждениями и свободой воли.
- Партнерская позиция взрослого, взаимоотношения на равных – залог того, что ребенок сможет почувствовать себя равноправным соавтором процессов, происходящих на программе. Это дает ему ощущение собственной значимости, самостоятельности и, как следствие, помогает полнее прочувствовать собственную уникальность.
- Осознанность – это ответ на вопрос: «что, зачем я делаю в данный момент?», видение последствий своих действий и причин полученного результата. Осознание того, что именно хочется получить от программы – первый шаг для достижения ожидаемого как для участников, так и для инструкторов.
- Безопасность. Суть заключается в обеспечении максимальной безопасности – как физической, так и психологической. Основная задача в том, чтобы научить человека предвидеть опасности, создавать правила и следовать им.
Тренинги «Ступени»
Цикл психологических тренингов, направленных на комплексное развитие. Включает очные и онлайн групповые занятия, нацеленные на познание себя, развитие коммуникативной и эмоциональной сфер личности, а также на развитие когнитивной сферы, внимания, памяти и мышления.
Групповые программы
Многодневные программы, которые проводятся на территории учреждения или в Москве. Включают тематические и досуговые мероприятия, направленные на расширение кругозора, знакомство с нормами поведения в обществе, стилями коммуникации и т.д. Программы проводятся по следующим направлениям: профориентация («Шаг в профессию», «Калейдоскоп ремесел», «Формула выбора», «Групповая стажировка»), здоровый образ жизни («ЗОЖ»), формирование гендерной идентичности («А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!»), раскрытие творческого потенциала («Вдохновение»).
Индивидуальная поддержка
Сопровождение подопечных в индивидуальном формате: наставничество, индивидуальные стажировки, поддержка выпускников.
Фонд на постоянной основе курирует несколько пар Наставник-Подопечный. Наставники помогают своим подопечным участвовать в программах фонда, поддерживают постоянный контакт с детьми, при необходимости обращаются за психологической консультацией к нашим специалистам.
Индивидуальные стажировки проводятся ежегодно в период летних каникул для наиболее мотивированных ребят, которые уже имеют достаточно определенные представления о том, в какой профессии они хотят развиваться.
Совместные проекты
Проекты, реализуемые в сотрудничестве с дружественными организациями.
-
Проведение Школы наставников для БФ «Дети Марии». В рамках школы проводились тренинги, лекции и семинары, а также последующая супервизия. Было подготовлено не менее 10 наставников, которые сформировали пары с подопечными фонда «Дети Марии».
-
Поддержка Елатомского детского дома для особых детей, в рамках которой в течение нескольких лет мы занимаемся организацией стажировок, дополнительного образования коллектива учреждения, супервизий, экстренной материальной помощью, что, при поддержке администрации учреждения и персонала приводит к улучшению качества жизни воспитанников. Проходит при поддержке компании «Джонсон и Джонсон».
-
«Пушкинский – воспитанникам детских домов и интернатов». Совместный проект с компанией «Ланит». В рамках программы участники знакомятся с музеем, узнают техники работы с художественными материалами.