Социальная адаптация

Дети, оставшиеся без попечения родителей, после выпуска из детского дома имеют весьма ограниченный социальный опыт, не имеют знаний и навыков, необходимых для интеграции в общество и начала самостоятельной жизни.

У детей, воспитывающихся в системе детских домов, зачастую отсутствуют:

  • мотивация к учебе, познанию нового и саморазвитию,
  • потребность и навык принятия решений и как следствие – взятия на себя ответственности за происходящее (есть определенный уклад в учреждениях, где все решения за детей принимают взрослые и контролируют выполнение этих решений),
  • знание о том, что и как будет после выхода из учреждения и понимание как действовать в незнакомой обстановке/ситуации,
  • доверительное общение с компетентным взрослым, нет взрослого друга, человека, с которым можно поделиться, посоветоваться в сложной ситуации.

Под конечной целью социальной адаптации выпускника мы понимаем его полную автономность в обеспечении собственной жизни, способность принимать ответственные решения и осознавать их последствия и самостоятельность при выходе из кризисных ситуаций. Для достижения этой цели фондом разработан ряд проектов, направленных на различные возрастные категории и ставящих перед собой различные задачи.

Задачи программы:

  • Воспитывать в детях и способствовать формированию взрослой позиции (способности принять решение, осознавать и нести за него ответственность).
  • Формировать мотивацию к учебе и помогать в разрешении проблем, возникающих у участников в этой области.
  • Оказывать помощь в решении личных проблем и конфликтных ситуаций в жизни участников.
  • Способствовать адекватной оценке своих способностей, консультировать и направлять в выборе профессии участников программы.

Целевая аудитория – воспитанники и выпускники детских домов/школ-интернатов, дети в тяжелой жизненной ситуации.

Все мероприятия программы реализуются в единой концепции, включающей в себя следующие принципы:

  • Свобода выбора – возможность для участника совершать любые действия (не противоречащие правилам программы, а также физической и психологической безопасности участников). Минимум запретов и их максимальная осмысленность.
  • Ответственность – следствие свободы выбора. Цель - создание максимальной связи между действиями участников и последствиями этих действий. Дать возможность насладиться результатами.
  • Уважение – отношение к участнику, основывающееся на понимании того факта, что мы имеем дело с другим человеком, с его внутренним миром, убеждениями и свободой воли.
  • Партнерская позиция взрослого, взаимоотношения на равных – залог того, что ребенок сможет почувствовать себя равноправным соавтором процессов, происходящих на программе. Это дает ему ощущение собственной значимости, самостоятельности и, как следствие, помогает полнее прочувствовать собственную уникальность.
  • Осознанность – это ответ на вопрос: «что, зачем я делаю в данный момент?», видение последствий своих действий и причин полученного результата. Осознание того, что именно хочется получить от программы – первый шаг для достижения ожидаемого как для участников, так и для инструкторов.
  • Безопасность. Суть заключается в обеспечении максимальной безопасности – как физической, так и психологической. Основная задача в том, чтобы научить человека предвидеть опасности, создавать правила и следовать им.

Тренинги «Ступени»

Цикл психологических тренингов, направленных на комплексное развитие. Включает очные и онлайн групповые занятия, нацеленные на познание себя, развитие коммуникативной и эмоциональной сфер личности, а также на развитие когнитивной сферы, внимания, памяти и мышления.

Групповые программы

Многодневные программы, которые проводятся на территории учреждения или в Москве. Включают тематические и досуговые мероприятия, направленные на расширение кругозора, знакомство с нормами поведения в обществе, стилями коммуникации и т.д. Программы проводятся по следующим направлениям: профориентация («Шаг в профессию», «Калейдоскоп ремесел», «Формула выбора», «Групповая стажировка»), здоровый образ жизни («ЗОЖ»), формирование гендерной идентичности («А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!»), раскрытие творческого потенциала («Вдохновение»).

Индивидуальная поддержка

Сопровождение подопечных в индивидуальном формате: наставничество, индивидуальные стажировки, поддержка выпускников.

Фонд на постоянной основе курирует несколько пар Наставник-Подопечный. Наставники помогают своим подопечным участвовать в программах фонда, поддерживают постоянный контакт с детьми, при необходимости обращаются за психологической консультацией к нашим специалистам.

Индивидуальные стажировки проводятся ежегодно в период летних каникул для наиболее мотивированных ребят, которые уже имеют достаточно определенные представления о том, в какой профессии они хотят развиваться.

Совместные проекты

Проекты, реализуемые в сотрудничестве с дружественными организациями.

  • Проведение Школы наставников для БФ «Дети Марии». В рамках школы проводились тренинги, лекции и семинары, а также последующая супервизия. Было подготовлено не менее 10 наставников, которые сформировали пары с подопечными фонда «Дети Марии».

  • Поддержка Елатомского детского дома для особых детей, в рамках которой в течение нескольких лет мы занимаемся организацией стажировок, дополнительного образования коллектива учреждения, супервизий, экстренной материальной помощью, что, при поддержке администрации учреждения и персонала приводит к улучшению качества жизни воспитанников. Проходит при поддержке компании «Джонсон и Джонсон».

  • «Пушкинский – воспитанникам детских домов и интернатов». Совместный проект с компанией «Ланит». В рамках программы участники знакомятся с музеем, узнают техники работы с художественными материалами.

Новости программы

Сбор средств для выездной программы социальной адаптации «Осенние мастерские»
22.07.2024
Собираем 350 000 рублей, чтобы 12 ребят из Кирова, Нижнего Новгорода и Павлово смогли приехать на программу. Спасибо за помощь!
В Москве прошла программа для младших школьников из Петровского детского дома
11.06.2024
7 самых младших участников программы социальной адаптации провели в Москве пять дней, наполненных новыми приключениями и открытиями.
Поездка в Москву для детей из Петровского детского дома
09.05.2024
Программа прошла, сбор закрыт. Спасибо всем, кто помогает!