Отчет об итогах межрегионального проекта за 2012 год

Отчет об итогах межрегионального проекта за 2012 год

Итоговый отчет за 2012 г. по межрегиональной программе «Практики комплексного подхода к работе с приемными семьями (модель ресурсного центра помощи приемным семьям) – для НКО», поддержанной субсидией Министерства экономического развития РФ

N п/п
Показатель результативности, установленный соглашением между Министерством экономического развития и БФ «Здесь и сейчас»
Значение показателя, установленное соглашением
Фактическое значение показателя
1
Количество субъектов РФ, в которых осуществляется деятельность СО НКО, получивших информационную, консультационную и методическую поддержку
Не менее 9
10
2
Количество семинаров для работников и добровольцев СО НКО по вопросам профилактики социального сиротства
Не менее 9
39
3
Количество конференций по распространению лучшей практики реализации проектов СО НКО, направленных на профилактику социального сиротства
Не менее 1
2


Сведения о показателях результативности использования субсидии


Показатель

Всего
1
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана информационная, консультационная и методическая поддержка

12 организаций-партнеров из 10 регионов получили комплексную поддержку, и еще 24 НКО – участвовали в семинарах на местах и в межрегиональных конференциях в Москве
2
Количество проведенных конференций и семинаров, направленных на выявление, обобщение и распространение лучшей практики реализации проектов социально ориентированных некоммерческих организаций

2 межрегиональные конференции (общей продолжительностью 90 час.), 39 семинаров (общей продолжительностью – 156 час.)
3
Количество работников и добровольцев социально-ориентированных некоммерческих организаций, принявших участие в мероприятиях, для осуществления которых использована субсидия

147 чел. (подсчет сотрудников и добровольцев НКО был проведен суммарно). Общее число участников всех мероприятий – 448 чел. (среди них – приемные родители, потенциальные приемные родители, сотрудники психологических центров, органов опеки и попечительства, интернатных учреждений, преподаватели и студенты вузов, журналисты).


Сведения о крупных мероприятиях в рамках проекта в 2012 г.

Наименование (краткое описание) мероприятия

Сроки проведения
Место проведения
Количество и состав участников
Межрегиональная встреча «Практики комплексного подхода к работе с приемными семьями – для НКО»

Участвовали специалисты из 14 регионов – гг. Уфа и Уфимская обл., Казань, Нижний Новгород, Тамбов, Петербург, Мурманск, Благовещенск, Новосибирск, Псков, Москва, Московская обл., г. Лесосибирск Красноярского края, г. Ярославль.

В рамках встречи прошло 12 встреч и семинаров общей продолжительностью 48 час.


23-27 апреля 2012 г.
г. Москва
Общее число участников – 69 человек:
51 – руководители, сотрудники и волонтеры НКО,
12 – сотрудники детских домов, приютов, центров по работе с приемными семьями, отделов опеки и попечительства,
3 - сотрудники Московского НИИ психиатрии,
3 –сотрудники московских вузов.
Межрегиональная конференция «Приемная семья в современной России: подходы, практики, реалии»

Участвовали специалисты из 16 регионов – гг. Уфа, Казань, Нижний Новгород, Тамбов, Петербург, Мурманск, Благовещенск, Новосибирск, Псков, Астрахань, Пенза, Ярославль, Москва, Московская обл., г. Лесосибирск Красноярского края, Вологодская обл.

Общая продолжительность мероприятий конференции (суммарно работа секций, семинаров, межрегиональных встреч и дискуссий – 42 часа).


26-30 ноября 2012 г.
г. Москва
Общее число участников – 81 чел.:
45 – сотрудники и волонтеры НКО,
10 – специалисты учреждений для детей-сирот,
16 – специалисты центров помощи семье и детям, центров сопровождения,
4 – приемные родители,
2 – журналисты,
4 – преподаватели и студенты вузов.
Обучающие семинары для сотрудников НКО и приглашенных ими специалистов в 9 регионах РФ , всего 39 семинаров
В течение проекта с февраля по декабрь 2012 г.
гг. Казань, Благовещенск Амурской обл, Тамбов, Новосибирск, Уфа, Нижний Новгород, Порхов Псковской обл., Санкт-Петербург, Астрахань
Общее число участников всех семинаров – 325 человек.
Организация обучения специалистов региональных НКО в Центре лечебной педагогики:
- курс «Аффективное развитие ребенка: задачи психологической помощи при отклонениях от нормы» (1 чел.),
- курс «Современные подходы и новые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (8 чел.)
- курс «Дифференциальные подходы в дефектологии при работе с ребёнком с тяжёлыми речевыми нарушениями и аутистическими расстройствами (1 чел.),
- курс «Использование инновационных технологий в ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (2 чел.)
- курс «Ранняя диагностика и коррекция нарушений аффективного развития у детей» (1 чел.)

Октябрь-декабрь 2012 г.
г. Москва
Общее число участников – 13 чел.: сотрудники и волонтеры НКО – 13.


Итоги работы по проекту

  1. В ходе выполнения проекта налажено взаимодействие с 12 некоммерческими организациями - партнерами в 10 регионах:
    • Казань (Благотворительная общественная организация Республики Татарстан «Детям»),
    • г. Благовещенск Амурской обл. (Амурская региональная общественная организация содействия приемным семьям «Мамонтенок»),
    • г. Тамбов (Тамбовская региональная общественная организация «Центр поддержки гражданских и общественных инициатив «Открытый мир»),
    • г. Новосибирск (Новосибирская областная общественная организации многодетных и приемных детей «Отчий дом», Новосибирская областная общественная организация приемных, опекунских и многодетных семей «Семья»),
    • г. Уфа (Благотворительный фонд имени В.Л. Засова, Региональная общественная организация родителей детей с синдромом Дауна «СоДействие» РБ),
    • г. Нижний Новгород (Нижегородская региональная общественная организация «Детский проект»),
    • г. Санкт-Петербург (Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Корчаковский центр»),
    • г. Астрахань (Автономная некоммерческая организация по предоставлению  услуг в сфере защиты материнства, детства и  семьи «Милосердие»),
    • г. Мурманск (Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Центр Развития Семейных Форм Устройства Детей»),
    • Псковская обл. (Псковская региональная общественная благотворительная организация «Росток»)
      (последний регион присоединился в ходе проекта).


    Для региональных партнеров была оказана следующая комплексная методическая, информационная и консультативная поддержка: проведение обучающих семинаров в регионах, организация участия в межрегиональных встречах в Москве, обеспечение методической литературой, организация обучения в Центре лечебной педагогики (Москва), регулярные информационные рассылки о событиях, затрагивающих сферы деятельности НКО (в том числе о возможности обучения на дистанционных курсах, о тематических конференциях в различных регионах РФ и т.д.), консультации по телефону, мэйлу, скайпу, супервизия сложных случаев.

  2. Обучающие мероприятия - семинары для специалистов НКО и приглашенных ими организаций, тематические встречи с приемными родителями - проведены в 9 регионах РФ (Казань, Благовещенск Амурской обл., Тамбов, Новосибирск, Уфа, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Астрахань, Псковская обл.).

    Проведено 39 семинаров – общей продолжительностью 156 часов. Общее число участников семинаров на местах –  325 чел.

  3. Реализованы все обучающие модули, разработанные в Ресурсном центре помощи приемным семьям с особыми детьми, которые были запланированы в проекте:
    «Работа с детьми с особыми потребностями и проблемами поведения»,
    «Принципы и технологии работы с замещающими семьями»,
    «Организация работы ресурсного центра и создание ресурсной сети».

  4. Важным результатом считаем формирование у наших региональных партнеров понимания важности работы и навыков создания ресурсной сети в ходе совместной деятельности. При организации обучающих семинаров на местах мы специально оговаривали с партнерами из НКО важность приглашения специалистов из местных структур, которые занимаются смежной тематикой, в том числе из государственных учреждений. На самих семинарах мы уделяли внимание способам взаимодействия разных структур как в ходе решения общих проблем, так и при выстраивании «ресурсной цепочки» в интересах конкретного ребенка.

  5. Проведено два масштабных межрегиональных мероприятия:

    А. В апреле 2012 г. в Москве - межрегиональная встреча «Практики комплексного подхода к работе с приемными семьями – для НКО».

    Участвовали специалисты из 14 регионов – гг. Уфа и Уфимская обл., Казань, Нижний Новгород, Тамбов, Петербург, Мурманск, Благовещенск, Новосибирск, Псков, Москва, Московская обл., г. Лесосибирск Красноярского края, г. Ярославль.

    В рамках встречи прошло 12 встреч и семинаров общей продолжительностью  48 часов, общее число участников – 69 человек .

    Б. В ноябре 2012 г. в Москве прошла итоговая межрегиональная конференция «Приемная семья в современной России: подходы, практики, реалии».

    Участвовали специалисты из 16 регионов – гг. Уфа, Казань, Нижний Новгород, Тамбов, Петербург, Мурманск, Благовещенск, Новосибирск, Псков, Астрахань, Пенза, Ярославль, Москва, Московская обл., г. Лесосибирск Красноярского края, Вологодская обл.

    На итоговой конференции состоялись следующие встречи, секции, семинары, дискуссии:

    • межрегиональная встреча «Практики помощи приемным семьям и детям-сиротам в учреждениях: региональный опыт» (общая продолжительность 6 часов),
    • секция «Приемные семьи с особыми детьми: подготовка и сопровождение» (4 часа),
    • секция «Взаимодействие НКО и государства в сфере семейного устройства детей-сирот (4 часа),
    • секция «Методы эффективной работы с приемными семьями» (4 часа),
    • секция «Общественная поддержка процесса деинституционализации» (4 часа),
    • семинар «Эмоциональное выгорание и его профилактика у специалистов и приемных родителей» (4 часа),
    • семинар «Оценка рисков и ресурсов кандидатов в приемные родители» (4 часа),
    • дискуссия «Профессиональные фостерные семьи: решение проблемы или заблуждение?» (3 часа)
    • дискуссия «Чего не хватает государственной политике в области семейного устройства детей-сирот?» (3 часа),
    • дискуссия «Социальный патронат: ждать или бояться?» (3 часа),
    • заключительная встреча по итогам конференции (3 часа).

    Таким образом, были обсуждены злободневные вопросы работы с детьми-сиротами и приемными семьями, а также произошел обмен лучшими практиками в ходе межрегиональной встречи.

    Общая продолжительность мероприятий конференции (суммарно работа секций, семинаров, межрегиональных встреч и дискуссий – 42 часа).

  6. Издан методический сборник по материалам проекта «Комплексный подход в работе с приемными семьями. Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей».

    Авторы сборника – специалисты центров помощи семьям и детских сиротских учреждений, психологи, педагоги, добровольцы НКО, приемные родители – всего 30 авторов из 11 регионов России.

    Тираж сборника 700 экз. Сборник распространялся среди участников итоговой конференции, таким образом был доставлен в 16 регионов РФ. У НКО была возможность получить несколько экземпляров (в пределах 20) для своей дальнейшей работы. Также сборник распространялся и распространяется и на других публичных мероприятиях центра.

  7. Было организовано обучение специалистов из региональных НКО в Центре лечебной педагогики (г. Москва). Общее число обучившихся – 13 человек (сотрудники и волонтеры НКО из 6 регионов - Казань, Тамбов, Новосибирск, Мурманск, Уфа, Нижний Новгород).

    Темы обучающих курсов:

    • «Современные подходы и новые технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (8 чел.)
    • «Аффективное развитие ребенка: задачи психологической помощи при отклонениях от нормы» (1 чел.),
    • «Дифференциальные подходы в дефектологии при работе с ребёнком с тяжёлыми речевыми нарушениями и аутистическими расстройствами (1 чел.),
    • «Использование инновационных технологий в ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (2 чел),
    • «Ранняя диагностика и коррекция нарушений аффективного развития у детей» (1 чел).

    Обычно в ЦЛП учатся специалисты по работе с детьми с ограниченными возможностями. Но для нас было важно, чтобы обучение прошли именно специалисты, которые будут работать с приемными детьми, т.к. во-первых, среди приемных детей часто встречаются дети с проблемами развития, и кроме того, методы работы с детьми с особенностями развития часто бывают эффективны в работе с приемными детьми.

  8. Организовано обеспечение методической литературой специалистов в 10 регионах (Казань, Благовещенск Амурской обл., Тамбов, Новосибирск, Уфа, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Астрахань, Псковская обл., Мурманск). Приобретено и безвозмездно передано в регионы методической литературы на 139,5 тыс. руб. Среди переданной литературы – книги редких изданий по теме работы с детьми с особенностями развития (аутизм, ДЦП, сенсорной интеграции и т.д.), книги по приемности, по детской психологии и педагогике и т.д.

    Многие специалисты из далеких регионов жаловались, что до них редко доходит нужная литература, что в регионе сложно найти даже книги классиков педагогики и психологии. Таким образом, обеспечение литературой сыграло свою просветительскую роль в повышении профессиональной компетентности. Кроме того, это стало дополнительным компонентом и в создании ресурсной сети, т.к. в ряде регионов были созданы тематические библиотечки на базе НКО. А в Амурской обл. в рамках сотрудничества Министерства соц.защиты области и АРОО СПС «Мамонтенок» часть литературы была безвозмездно передана специалистам всех социально-реабилитационных центров (приютов) области.

    Создана методическая библиотека проекта.

  9. Основными достижениями нашей программы считаем следующие:

    1) Возрастание осведомленности специалистов, работающих в сфере семейного жизнеустройства детей-сирот, о возможностях семейного устройства детей с особенностями развития. Освоение методов работы с такими детьми в приемных семьях, механизмах сопровождения семей с такими детьми, способов подготовки потенциальных приемных родителей для таких детей.

    Для сравнения можно упомянуть такие факты. В начале работы по проекту (начало 2012 г.) на обучающих семинарах на местах мы нередко слышали от специалистов, что мысль о возможности семейного устройства детей с нарушениями здоровья и развития даже не приходила им в голову («здоровых бы брали, уже хорошо») и что такую работу в лучшем случае они готовы рассматривать как следующий шаг.

    В конце работы по проекту, на итоговой конференции, секция, посвященная данной теме: «Приемные семьи с особыми детьми: подготовка и сопровождение», собрала значительное число участников. Тема вошла в профессиональное сообщество (и текущие тенденции подтверждают это), о семейном устройстве детей с инвалидностью активно заговорили на государственном и общественном уровне, разрабатываются программы комплексной работы в этом направлении, полагаем, что в этих процессах есть и наша лепта.

    2) Формирование (или как минимум представление о возможностях формирования) ресурсной сети по вопросам комплексной помощи приемным семьям. Во многих регионах после наших семинаров начиналось сотрудничество региональных организаций, которые до этого не могли сформировать общее поле деятельности. Особенно ценно, что в ресурсной сети участвуют специалисты как государственных, так и общественных организаций.

    3) Яркими событиями для специалистов из регионов стали межрегиональные конференции в Москве в апреле и ноябре 2012 г. Семинары московских специалистов помогли повысить общую компетентность участников, а общение региональных коллег между собой способствовало распространению лучших практик, создавало ощущение профессионального поля. Такие мероприятия способствуют установлению горизонтальных связей и распространению лучшего опыта не концентрическим образом (через центр), а напрямую между региональными участниками, что делает связи более разнообразными и прочными.

    4) После межрегиональной встречи упрочились профессиональные связи между регионами. Таким подтверждением стал семинар специалистов «Корчаковского центра» (г. Санкт-Петербург) для коллег из Нижнего Новгорода (НРОО «Детский проект» и приглашенные ею специалисты), который состоялся в сентябре 2012 г. О совместных планах договаривались специалисты из регионов-«соседей» - гг. Казани и Уфы.


Некоторые выводы по итогам работы проекта

В данном разделе хотелось бы обобщить некоторые выводы, к которым мы пришли в ходе реализации проекта и сформулировать наши рекомендации в государственную политику по работе с детьми-сиротами и приемными семьями (значительная часть рекомендаций выработана на итоговой межрегиональной конференции).

Можно выделить несколько проблем, которые затрудняют развитие семейного устройства детей-сирот и формирование комплексного подхода к помощи приемным семьям, и предложить пути их решения.

I. Первая проблема лежит в принятой на сегодняшний день системе государственной поддержки приемных семей, которая разные направления помощи распределяет по разным структурам. Таким образом, подготовка кандидатов в приемные родители идет в одном месте, сопровождение приемных семей – в другом, с детьми в учреждениях по подготовке к размещению в семьи вообще мало кто работает (а государственных программ в этом направлении просто нет). Между тем, очевидно, что именно комплексный подход (когда одна и та же группа специалистов занимается подготовкой кандидатов, работой с детьми и последующим сопровождением) наиболее эффективен. Вслед за государством и общественные организации редко делают ставку на комплексную работу с семьей, а практикуют одно из направлений, что мешает семьям получать эффективную помощь.

Государственные установки, подтвержденные нормативными актами, которые бы позволили органам опеки иметь уполномоченные службы, занимающиеся целенаправленно всеми направлениями - подготовкой приемных семей, устройством детей в семью и сопровождением этих семей, улучшили бы качество работы и значительно уменьшили число возвратов и риски жестокого обращения.

II. Вторая проблема лежит не столько в сфере практических дел, сколько в медленной и тяжелой смене установок.

Деинституционализация системы интернатного размещения (если на государственном уровне речь идет не об имитации процесса, а о серьезном намерении) должна базироваться на установке, что ЛЮБОМУ ребенку лучше в семье.

В этом же заключается и основной пафос нашей программы – что у любого ребенка должна быть семья, в том числе включая детей с нарушениями здоровья и развития. Пока же в отношении таких детей до сих пор бытует убеждение, что им лучше в специализированных учреждениях, чем в семье (хотя сейчас начались позитивные изменения в этой сфере). И менять такое мнение очень тяжело, поэтому в сфере семейного устройства детей с особенностями здоровья и развития можно встретить много непонимания, как со стороны государственных чиновников, так и в среде общественных структур.

На наш взгляд, работа по семейному устройству детей с особенностями развития должна аккумулировать  три основных направления.

1) Работа с такими детьми должна начинаться с мощной системы поддержки кровных семей (чтобы прекратить поток детей в специализированные интернаты). Это та самая ситуация, когда профилактика сиротства должна стоять на первом месте. Среди мер поддержки семей с детьми-инвалидами должны быть не только меры, направленные на улучшение их финансового положения, но и обязательно на развитие социальной инфраструктуры – создание центров дневного пребывания, чтобы родители могли работать, и системы помощи на дому, развитие инклюзивного школьного и дошкольного образования, расширение сети интегративных досуговых учреждений.

2) Второе направление работы – устройство в семьи тех детей с тяжелыми нарушениями, которые уже потеряли связь с кровной семьей. Здесь важны такие меры:

А) На законодательном уровне должно быть закреплено положение, что каждый ребенок, не устроенный в семью и пребывающий в учреждении, считается ребенком в тяжелой жизненной ситуации и органы опеки (или их уполномоченные службы) продолжают заниматься его семейным устройством, пока не найдут подходящую семью. Эффективность работы ООП определяется по числу детей, устроенных в семьи или сохраненных в семье.

Б) Организация специальной подготовки семей, которые готовы взять ребенка с проблемами развития или здоровья.

В) Развитие института профессиональных приемных семей (с их последующей дифференциацией по категориям детей, которых они готовы принять на воспитание – дети с ментальными нарушениями, дети-опорники и т.д.).

Г) Создание центров поддержки, служб подготовки и сопровождения приемных семей с особыми детьми.

Д) Формирование в обществе позитивного отношения к приемным семьям, в том числе к идее взять особого ребенка.

Е) Поддержка НКО, помогающих таким семьям.

3) Третье направление - развитие системы самостоятельного или поддерживаемого проживания взрослых людей с проблемами развития (как альтернатива взрослым специализированным интернатам) – так как любого ребенка мы растим «куда-то» и, чтобы успешно вырастить особого ребенка (неважно, кровного или приемного), нужно понимать перспективы его взрослой жизни. Широкое устройство в семьи детей с тяжелыми нарушениями будет невозможно, пока взрослая жизнь особого ребенка останется частным делом семьи. Государство должно принять участие в развитии форм проживания взрослых людей с инвалидностью, альтернативных собесовским интернатам (психоневрологическим интернатам – ПНИ), дискредитировавшим себя в общественном сознании.

Активизация работы по всем трем направлениям и сотрудничество государственных и общественных структур значительно уменьшит число детей, помещенных в специализированные интернаты и по сути обреченных на медленное  умирание или на жизнь без смысла и развития.

III. Серьезной задачей (в первую очередь государственной) должна стать задача переобучения персонала, уже работающего с детьми-сиротами (сотрудники органов опеки, сиротских учреждений, центров помощи), целью которого станет утверждение приоритета семейного устройства в решении судьбы ребенка, оставшегося без кровной семьи. Обучение нового персонала должно идти с той же установкой и по иным методикам.

IV. Еще одна проблема – малая готовность общества к инклюзии в социум ребенка с сложной судьбой.

В первую очередь не готовы массовые общественные институты в сфере детства – школы, детские сады, детские досуговые учреждения, детские поликлиники и т.д. У сотрудников этих учреждений нет ни элементарных знаний об особенностях развития и поведения приемных детей, ни толерантности, ни желания работать с ними.

Опыт значительного числа столичных и региональных НКО показывает, что многие приемные дети имеют проблемы в школе. Далеко не все эти проблемы связаны с отставанием в развитии. Часто возникающие трудности обоснованы плохой компетентностью педагогов и неумением найти адекватные способы взаимодействия с травмированным ребенком, пережившим опыт тяжелых деприваций.

Нужна широкая просветительская работа на всех уровнях – от государственных программ в психологических, педагогических, медицинских вузах, включающих курсы по особенностям детей, оставшихся без кровной семьи, и методикам работы с ними, до широкой работы с населением, помогающей терпимо относится к проблемам приемных детей и пропагандирующей их временный и обратимый характер.

V. Следующий аспект – необходимость смещения акцентов на работу с кровной семьей.

В связи с этим хотелось бы упомянуть о важности принятия закона о социальном патронате, в доработанном и измененном виде. В этом законе важно отразить следующие параметры:

  • приоритетная цель в работе с кризисной семьей – сохранение семьи для ребенка,
  • акцент должен быть смещен с карательных на помогающие меры,
  • важно разделить контролирующую и помогающую функции и разнести их по разным структурам. Нельзя делегировать помогающую роль органам опеки (как в первом варианте закона), так как на них уже возложена функция контроля. Осуществлять непосредственную работу с семьей нужно помогающим (хелперским) организациям по договоренности с органами опеки,
  • социальный патронат должен стать альтернативой ограничению в родительских правах,

VI. Затрудняет работу отсутствие внятной государственной позиции в отношениях с общественными организациями. Государство то активизирует тему сотрудничества (в том числе и путем проведения конкурсов, финансовой и проч. поддержки), то подозревает в НКО пятую колонну (закон «об иностранных агентах»), то инициирует массовые проверки и т.д. Невнятность государственной позиции влечет за собой и общественное недоверие (так как общество не разбирается в тонкостях законодательства, но ощущает подозрительность к НКО в целом).

Было бы более плодотворным обозначить конкретные точки взаимодействия, а также разграничить области, c четким определением, в каких областях работа НКО должна соответствовать определенным стандартам, а в каких у НКО остается возможность незаорганизованной деятельности.

Отчет подготовлен в марте 2013 г.


АРХИВ ПО МЕСЯЦАМ