Летний выезд «Абсолюта»

Летний выезд «Абсолюта»

Со 2 по 6 июня прошел завершающий выезд на тему «Я в Большом Мире» для 13 ребят из школы-интерната «Абсолют» при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

День 1

Традиционно начали с правил программы – ребята назвали те, которые помнили, и объяснили, зачем они нужны. Обсудили вопрос с приготовлением еды. Участники решили, что они уже взрослые и строгое расписание дежурных им не нужно – всегда будет тот, кто готовит (инструкторы при этом ввели условие, что каждый участник поучаствует в готовке хотя бы один раз). Чтобы точно никто не забыл, что все уже взрослые, договорились еще вот о чем – если вдруг на готовку не приходит никто из участников, инструкторы делают вывод, что никто не хочет кушать. Расселились по комнатам – старая гвардия показывала новеньким участникам разные локации и рассказывала, какие традиции и истории уже есть в этом доме.

В первый вечер приготовили пасту «Болоньезе» и салатик. А подкрепившись, провели вечернее собрание – первую «Свечку» на этой программе. Ребята делились своими ожиданиями, рассказывали, что хочется делать на программе, чему научиться новому и что повторить: фенечки-браслетики, рисование пастелью, футбол, прогулки, приготовить шаурму и суп с фрикадельками... Много планов!

Перед сном пили чай с печеньками и играли в Мафию.

День 2

Сегодня говорили о том, что же ждет после выпуска из школы. Обсуждали, где можно подрабатывать, что делать, если заболел, где жить, как планировать финансы. Особенно ребят зацепила тема денег – что сколько стоит. Сначала написали список «без чего ну совсем нельзя обойтись в жизни» – туда вошли и еда, и проезд, и маникюр, и новые модные джинсы. А потом написали к каждой позиции списка ее стоимость. И крепко задумались! Из одного большого списка сделали два – необходимые траты и необязательные, так получилось легче. Еще порассуждали на тему «А что такое взрослость?». Пришли к выводу, что быть взрослым – это быть ответственным за свои поступки и решения, а не возраст в паспорте. Составили собственное расписание на сегодняшний день и разбежались.

На обед учились готовить гороховый суп с чесноком и свежими помидорками. Те, кто не был занят в готовке, отправились на улицу играть в футбол и волейбол, но долго этот процесс не продлился – на улице очень жарко! Подкрепившись супом и салатом, собрались на дневной семинар.

Сегодня у нас игра «Эволюция» или «Как выжить в большом мире». Участники по очереди выходили в центр круга и реагировали на ситуацию, которую им говорил ведущий: «у тебя первый учебный день в институте», «прорвало трубу, тебя заливает», «забыл проездной дома», «закончились деньги». Каждый придумывал свои способы решения ситуации. Разогнались настолько, что игра продолжалась не до «старости», а до «4000 лет спустя».

После рисовали пастелью, фломастерами, красками. Играли в настольные игры, начали собирать невероятно красивый пазл.

Перекусив фруктами, продолжили заниматься своими делами, а потом еще и еще. И даже не среагировали на призыв инструкторов готовить ужин. Вот оно и свершилось! Сообразили, что что-то пошло не так только когда началось вечернее собрание. Обсудили, что именно так и происходит, когда не определено, кто ответственный за процесс. Если ответственные все, значит, никто. И не надо искать виноватого, важно просто сделать выводы. А ужин приготовили быстренько сразу после собрания. И это был не плов, который планировался заранее, а быстрые макароны с сосисками и овощной салат.

Вечером смотрели мультфильм «Гадкий Я» и грызли печеньки с чаем.

День 3

На завтрак приготовили манную кашку и бутерброды с сыром. А еще порезали и замариновали мясо на шашлык. В доме радостное предвкушение – день рождения у участника Вовы! Поэтому утреннее собрание началось с поздравлений и подарков. Девочки еще с вечера нарисовали огромный плакат, куда каждый вписал пожелание имениннику.

Занятие было посвящено профориентации. Познакомили ребят с формулой выбора профессии «Хочу-Могу-Надо» и детально рассмотрели все три составляющие для каждого из участников. Поговорили о том, что участникам нравится делать, кем они могут работать прямо сейчас, и какие профессии будут актуальны в будущем.

Ребята учли вчерашнюю ситуацию и, составляя расписание, не забыли обозначить ответственных за каждый процесс. Обед готовили шумной девичьей компанией, распевая песни из 90-х. Откуда, интересно, они знают этот репертуар? Возможно, именно поэтому щи и салат с фасолью и сухариками получились особенно вкусными. На сладкое – торт, который сделали сами ребята.

А после обеда на дневном семинаре играли в игру «Конфетная империя». Игра направлена на исследование межгруппового взаимодействия. Ребята увлеченно вживались в образы «Короля», «Королевы», «Министров» и прочих игровых персонажей. К сожалению, в этот раз прийти к мирному решению конфликта между двумя «королевствами» не удалось, но на обсуждении ребята много говорили об уроках, полученных на этой игре.

На ужин жарили мясо на мангале, порезали овощи и сварили картошку. Ребята были страшно довольны собой, что сделали все сами и получилось очень вкусно!

За разговорами и поздравлениями подошло время вечернего собрания. Ребята рассказывали о том, как проводили время и какие накопились поводы для гордости. Фильм и чаепитие стали традиционным завершением дня.

День 4

На семинаре говорили об отношениях с окружающим миром, с незнакомыми людьми, со знакомыми и близкими людьми. Обсудили, зачем нужны навыки убеждения, как сказать «нет», как противостоять влиянию и манипулированию. Ребята познакомились с пятью способами выражения любви.

Перекусив фруктами, отправились гулять, а потом собрались на творческий мастер-класс. В этот раз каждый желающий может сделать себе на память подсвечник для маленьких свечей. Вооружившись витражными красками, блестками, спонжами и нитками, ребята превращали обычные прозрачные стаканы в произведение искусства – разные и невероятно интересные. После окончания мастер-класса убрали за собой столы и достали нитки и бусины – пополнять запасы браслетов и фенечек.

Еще ребятам очень понравился обед – крабовый салат и сырный суп-пюре (кое-кто даже записал рецепт, чтобы приготовить такой же).

Не дожидаясь приглашения от инструкторов, ребята сверились с собственным расписанием и собрались на дневной семинар. Сегодня у нас игра «Тайна горы», которой с нами любезно поделились коллеги из проекта «Полдень».

Игра направлена на развитие навыков коммуникации в осложненных условиях. Ребятам предстояло найти общий язык с различными игровыми персонажами с ограниченными возможностями коммуникации. К тому же у этих игровых персонажей не было никакой мотивации помогать участникам. Вот тут-то и пригодился отработанный на утреннем семинаре навык убеждения.

Вечером по запросу самих ребят устроили кулинарный мастер-класс – делаем шаурму на ужин. Нарезав заготовки мяса и овощей, ребята учились заворачивать начинку в лаваш. Те, кто не участвовал в готовке ужина, сначала играли в настольные игры и слушали музыку, а потом скопились в дверях кухни, ожидая, когда уже можно будет попробовать эти вкусняшки.

Поскольку это завершающий вечер нашей программы, собрались на вечернюю «свечку» – ребята делились своими впечатлениями от программы, рассказывали, что им больше всего запомнилось и чему научились. Подводили итоги не только этой программе, но и всему циклу из 4 выездов. Многим запомнились семинары про границы, деньги и взрослую жизнь. Ребята отметили, что они стали более открытыми и теперь им легче общаться с людьми. А педагог видит, что они стали более самостоятельными. А еще некоторые ребята гордятся тем, что научились играть в бильярд и жарить шашлык.

Наговорившись, пили чай с вафлями и смотрели мультфильм «Моана».

День 5

Сегодня утреннее собрание уже без семинара, только организационные вопросы. Ребята распределили территорию на части, чтобы было удобнее убираться. Назначив ответственных и обсудив технические подробности, разбежались по дому собирать свои вещи и приводить пространство в порядок. Все были заняты, поэтому с готовкой обеда пришлось разбираться инструкторам. А вот с готовым фрикадельковым супом справлялись уже все вместе – как-то так получилось, что это уже традиционный и любимый программный суп.

В свободное время общались, рисовали, девочки продолжали копошиться в коробке с бусинами и нитками.

Расставались нежно, с надеждой встретиться в следующем учебном году.

| Социальная адаптация, Три ДА

АРХИВ ПО МЕСЯЦАМ