Группа подготовки к школе

Группа подготовки к школе

В октябре 2018 года в Ресурсном центре помощи приемным семьям открыли группу подготовки к школе для приемных детей с особенностями здоровья и развития. В группе занимаются 8 приемных детей, и с ними работают 3 специалиста.

Программа родилась из практики. В центр часто приходят родители детей начальных классов с тем, что обучение в школе просто невыносимо. Спектр симптомов очень широк: ребенок безобразно ведет себя, грубит учительнице, дерется с одноклассниками, убегает из школы, невнимателен на уроках, не понимает какой-то материал, забыл или не применяет то, что знал и умел раньше, провоцирует других детей. Выполнить с таким ребенком домашнее задание – это отдельная задача для родителей, которая порой занимает все свободное вечернее время. 

И часто эти дети посещали перед школой всевозможные действительно хорошие кружки и развивающие занятия. И все равно чего-то не хватило.

Анализ этого дефицита уводит нас в ранее травмирующее детство приемного ребенка. Когда стресс высок и продолжается длительное время (например, пребывание в асоциальной семье или детском доме, разлука с близкими, жестокое обращение), организм маленького напуганного человека вынужден выживать и «замораживать» развитие тех функций, которые должны были в тот момент прогрессировать. Поэтому специалисты центра помогают детям развить упущенное, научиться дружить и общаться, владеть своими эмоциями, лучше понимать себя и других. Для этого с детьми работают 3 специалиста в разных направлениях:

1. Психолого-коррекционно-развивающее направление для развития мышления, восприятия, памяти, осознанного проживания эмоций и обучения способам саморегуляции сложных состояний (гнева, усталости и др.), знакомства со своим телом, работы с темой рождения и «приемности».

Ребенок, которому не были рады при рождении, которого не обнимали и не ласкали, который «отключал» чувствительность своего тела, потому что ситуация была непереносимой, – часто не вполне ощущает свое физическое присутствие в этом мире. Это трудно себе представить, но это так. Поэтому одна из наших основных задач разными средствами показать ребенку: смотри, ты есть и ты настоящий! Обвести ребенка, а потом позволить ему себя раскрасить – все равно что прорисовать вместе с ним его образ в этом мире. Больше всего, посмотрев на свой абрис, дети были поражены, что, оказывается, они такие большие!

2. Сенсорно-интегративное направление для работы с чувствительностью основных сенсорных систем (вестибулярной, мышечно-суставной, тактильной), проработки ощущения границ тела – где заканчиваюсь я и начинается другой.


Ребенок находится в специальном сенсорном оборудовании «чулок Совы», которое заставляет его сопротивляться прочному эластичному материалу и воздействует на вестибулярную и тактильную системы, а также оказывает глубокое давление на руки и ноги. Все это улучшает чувствительность мышц и суставов тела, развивает ощущение положения тела в пространстве. Контроль поведения – очень сложная функция. Чтобы ребенок научился контролировать свое поведение, у него должен появиться опыт контроля своего тела, а это возможно только когда уже есть чувствительность.

3. Творческое направление для работы с эмоциями через цвет, ручной деятельности как исходного элемента процесса обучения.


Творческие занятия очень важны для всех детей и особенно для детей, перенесших травму. Для них вся эта возня с материей не просто познание окружающего мира, но и возможность понять себя, выразить, стать творцом, возможность подражать взрослым и учиться через игру просто жить. Поэтому это реальный терапевтический процесс. Через цвет можно помочь детям «прожить» не только свои эмоции, свое внутреннее состояние, но и то, что несут в себе сам цвет или цветовые сочетания: обволакивающий, успокаивающий синий, радостный желтый или возбуждающий (если его много) ярко-красный.

Одновременно с детскими занятиями работает родительский клуб, на котором родители могут больше узнать о нашей методике, поделиться своими тревогами и заботами, научиться более чутко относиться к своим детям и помогать им, а также – что немаловажно – научиться более чутко относиться к себе и помогать себе для того, чтобы избежать родительского выгорания.

Мы очень благодарны всем, кто поддерживает работу группы подготовки к школе и Ресурсного центра!


АРХИВ ПО МЕСЯЦАМ