Возврат приемного ребенка. Часть 1 - как регулируется и как следовало бы регулировать

Возврат приемного ребенка. Часть 1 - как регулируется и как следовало бы регулировать

Выступление «Возврат приемного ребенка - правовые аспекты и примеры из практики» на Круглом столе «ВОЗВРАТ приемного ребенка из замещающей семьи: завершение и новое начало» 25-26 сентября 2015 г. Организатор - Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» http://detivokrug.ru/

Автор - Ольга Митирева, юрист, ведущий сайта бесплатной правовой помощи усыновителям, опекунам и приемным родителям www.adoptlaw.ru, правового портала для специалистов по семейному устройству www.namporadomoi.ru, сайта о нарушении привязанности у детей-сирот www.attach2me.ru.
Источник http://adoptlaw.livejournal.com/18114.html

Правовое регулирование возвратов (или вторичных отказов) невелико по объему.

Процедуре отмены усыновления посвящены пять статьей Семейного кодекса РФ (ст.ст. 140-144), все они о судебном этапе отмены и ничего не говорят о том, что предшествует (или могло бы предшествовать) подаче заявления в суд. В Правилах передачи детей на усыновление, утв. Постановлением Правительства РФ № 275, об отмене усыновления не говорится вообще ничего. Хотя в этом документе есть положения о взаимодействии усыновителей и органов опеки после утверждения усыновления судом (например, о порядке контроля за усыновителями).

Основания прекращения опеки (попечительства) установлены в ст. ст. 29 – 30 Федерального закона РФ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ст. ст. 39 – 40 Гражданского кодекса РФ. В контексте возвратов нас интересуют прежде всего основания для освобождения либо отстранения опекуна от исполнения своих обязанностей.

Освобождение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей возможно:

  • по их просьбе (причины такой просьбы закон не уточняет - прим. автора);
  • по инициативе ООП – в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя (в том числе временно); либо в случаях усыновления подопечного или возвращения его родителям; либо при помещении подопечного под надзор в образовательные, медицинские, социальные и иные организации, если отмена опеки не противоречит интересам подопечного.

Отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей всегда инициируется ООП и возможно в следующих случаях:

  • ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей;
  • нарушения прав и законных интересов подопечного (имеются в виду прежде всего имущественные права и интересы - прим. автора), в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
  • выявления ООП фактов существенного нарушения опекуном установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

Важно отметить, что освобождение от обязанностей опекуна не несет отрицательной коннотации и не является препятствием для принятия другого ребенка в будущем. Напротив, опекун, отстраненный от обязанностей, получает своеобразный «волчий билет» - он утрачивает право принять другого ребенка или детей в будущем, в т.ч. и усыновить.

Порядок отмены опеки, как он описан в нормативных актах, позволяет сделать любопытные наблюдения: перечисляя основания для отстранения опекуна, закон делает явный акцент на имущественные взаимоотношения между опекуном и подопечным. Из нарушений личных прав подопечных – только «оставление подопечного без надзора и необходимой помощи». Возможно, это связано с тем, что опека нередко устанавливается в отношении пожилых граждан или недееспособных взрослых, но тем не менее перекос в «имущественную» плоскость налицо.

И освобождение, и отстранение опекуна от обязанностей оформляется актом ООП. Такой порядок предоставляет сотруднику ООП определенную свободу выбора в выборе формулировок для отмены опеки, ведь сотрудник ООП формально не связан заявлением опекуна и вправе издать акт, где вместо «опекун освобожден от исполнения обязанностей по просьбе опекуна» будет значиться «опекун отстранен от исполнения обязанностей по причине ненадлежащего из выполнения». Учитывая суровые последствия «отстранения», сотрудник ООП получает возможность использовать формулировку в акте об отмене опеке как инструмент репрессий против «несговорчивого» опекуна.

Основания для отказа от исполнения договора о приемной семье перечислены в ст. 153.2 Семейного кодекса РФ. Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин:

  • болезнь,
  • изменение семейного или имущественного положения,
  • отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми,
  • наличие конфликтных отношений между детьми,
  • другие.

Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае:

  • возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей,
  • возвращения ребенка или детей родителям либо
  • усыновления ребенка или детей.

В отличие от опекунов, у приемных родителей есть возможность указать личные, неимущественные, проблемы в качестве основания для отказа от воспитания ребенка. Однако, и в случае приемной семьи у сотрудника ООП фактически есть выбор: принять отказ приемного родителя и освободить его исполнения договора добровольно или же протянуть время до того момента, когда конфликтные отношение в приемной семье усугубятся до уровня «неблагоприятных условий для воспитания ребенка» и тогда ООП могут инициировать расторжение договора «по причине грубого неисполнения приемным родителем своих обязательств».

Все описанное выше составляет полный комплекс правовых норм, регулирующих возврат усыновленных, подопечных и/или приемных детей в Российской Федерации. Этих норм немного. Надо ли прописать процедуру возвратов более подробно?

На мой взгляд, существующее регулирование вполне достаточно.

Возможно, мой ответ удивит читателей. У нас в России принято искать решения всех проблем в наращивании правового регулирования, во все более подробных административных процедурах, в суровых наказаниях. Но любовь к тотальному контролю и наказаниям не учитывает одного важного обстоятельства: жизнь общества и его успешное развитие предполагает два принципа регулирования.

I. Первый формулируется так: «Все, что прямо не разрешено, запрещено». Такое регулирование преследует цель ограничить или полностью исключить нежелательное поведение, а не стимулировать свободную инициативу. Например, уголовное или административное право. Поскольку ограничительное регулирование буквально «замораживает» любую активность, прямо им не разрешенную, именно оно должно быть максимально подробно и детально, чтобы не зайти в те области человеческой деятельности, где благополучие общества и каждого его члена определяется не сферой запрещенного, а сферой разрешенного.

II. Второй принцип звучит так: «Разрешено все, что прямо не запрещено». Без регулирования такого рода затрудняется развитие общества буквально во всех значимых областях: экономика, наука и инновации, образование и культура, инновации, социальная помощь (в т.ч. семейное устройство). Дело в том, что в этих сферах жизни каждая отдельная ситуация и потребности ее участников слишком непредсказуемы и уникальны, чтобы их можно было заранее описать в обязательном для всех регламенте. Напротив, в этих областях гарантировать успех могут только свободное творчество и оперативная настройка процессов под конкретного получателя - качества, характерные для профессиональной среды, существующей по законам открытого обмена информацией, профессионального достоинства и престижа.

Вот поэтому я в каждом посте повторяю одно и то же:
Нам не решить проблему детских домов без профессионализации семейного устройства.

Под профессионализацией семейного устройства я понимаю по сути создание той самой профессиональной среды, о важности которой писала выше:

  • Подготовку, аттестацию и регулярное повышение квалификации для сотрудников органов опеки и банка данных.
  • Подготовку специалистов по сопровождению и сотрудников ООП, и приемных родителей, знакомых с психологией сиротства, открытых для международного обмена опытом, постоянно обновляющих своих знания.
  • Подготовку и постоянное профессиональное сопровождение приемных родителей, сознательно выбирающих профессию замещающего родителя - т.е. родителя для некровных детей, обладающего педагогическими и психологическими навыками, достаточными для участия в работе по реабилитации и социализации детей-сирот с тяжелым (в т.ч. детдомовским) прошлым, и/или с особенностями здоровья, и/или с перспективной возвращения в кровную семью.
  • Реформирование классических детских домов в центры патронатной подготовки и сопровождения.

АРХИВ ПО МЕСЯЦАМ