Подростковый возраст как фактор риска возникновения угрозы возврата

Подростковый возраст как фактор риска возникновения угрозы возврата

Выступление «Подростковый возраст как фактор риска возникновения угрозы возврата» на Круглом столе «ВОЗВРАТ приемного ребенка из замещающей семьи: завершение и новое начало» 25-26 сентября 2015 г. Организатор - Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми Благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» http://detivokrug.ru/

Автор - Марина Фещенко, соведущий подростковых программ, Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас» ), Москва.

В этой статье я кратко остановлюсь на особенностях подросткового возраста приемных детей и трудностях, с которыми сталкиваются приемные родители.

Подростковый возраст сам по себе является кризисным, протекает сложно как для самого подростка, так и для всей семьи. Это связано, прежде всего, со значительными изменениями, которые происходят с ребенком по мере взросления. Часто характер этих изменений становится неожиданностью для родителей, и даже те, кто в теории знаком с особенностями этого возраста, оказываются не готовы к ним на практике.

Перечислим некоторые важные характеристики подросткового возраста:

  1. Физиологические изменения, прежде всего на гормональном уровне. «Гормональный взрыв». Бурный физический рост, в том числе, внутренних органов, развитие вторичных половых признаков. Подросток в связи с этим не всегда может контролировать свое состояние. Он становится непредсказуемым. Случаются перепады от бодрого и активного состояния к вялому, заторможенному, резкие и не всегда объяснимые окружающим и самому подростку перепады настроения. Подростку бывает сложно привыкнуть к «новому» телу – к ощущениям и способностью управлять своими движениями, к своему внешнему виду.

  2. Развитие рефлексии. Подросток активно начинает осмыслять окружающий мир, часто подвергая его критическому (и не всегда логическому) анализу.

    Самоидентификация, необходимость составить о себе представление (кто я, какой я, что я могу, как ко мне относятся другие), часто зацикленность на себе.

  3. Процесс сепарации от взрослых. Потребность в самостоятельности, снижении родительского контроля, принятии собственных решений. Потребность в личном пространстве (своя комната, вещи, возможность слушать любимую музыку, потребность в уединении).

  4. Ведущим становится общение со сверстниками, подросток ищет референтную группу, с которой стремится слиться. Часто подросток бывает некритичен и слепо копирует модели поведения и отношений, принятых в данной группе, необходимость быть частью общности преобладает.

Особенности подросткового периода приемного ребенка:

Когда семья принимает на воспитание подростка, у него накладываются друг на друга две сложные и противоречивые задачи: с одной стороны, возрастная задача – сепарация от взрослых, прежде всего от значимого взрослого; с другой - адаптация в семье и выстраивание привязанности со значимым взрослым. Адаптация включает, в том числе, возрастной регресс и необходимость пройти, в том или ином виде, более ранние этапы развития. Из-за этого поведение подростка настолько противоречиво и нелогично, настолько изменчиво, что и он сам, и взрослый находятся в состоянии постоянного стресса.

Подростковый возраст характеризуется двойным посылом по отношению к значимому взрослому: «отстань от меня, перестань контролировать, я уже взрослый», но при этом – «я нуждаюсь в твоей любви, заботе и защите». Поэтому подростка бывает очень сложно понять, и он сам не понимает себя.

Также подростки часто живут сиюминутными решениями, с трудом выстраивают причинно-следственные связи и не могут просчитать последствия своих поступков.

При этом приемный подросток может довольно легко нащупать «болевые» точки родителя и своими проявлениями провоцировать его.

Сложные аспекты взаимодействия родителя и приемного подростка:

Важно отметить, что все нижеперечисленное может происходить и в семьях с кровными детьми по мере их взросления, но в приемных семьях добавляется своя специфика, связанная с особенностями приемных детей.

Ожидание благодарности за вложенный в ребенка труд. А в ответ – «неблагодарность», «наплевательское» отношение подростка. Часто это становится просто невыносимым для родителя, нарочитое хамство подростка серьезно оскорбляет и глубоко ранит.

Встречаются случаи, когда подросток заявляет о том, что он не хочет жить в этой семье, что ему здесь плохо, лучше б его не брали. Это может принимать и более радикальные формы – поход подростка в опеку или бывший детский дом. И здесь, если родитель попадет в травматические переживания, где сложно дистанцироваться и удерживать позицию взрослого, велика вероятность, что он сдаст рубежи, объясняя зачастую это тем, что подросток «сам так решил», что заставить его невозможно и т.п. Здесь может произойти перекладывание ответственности на того, кто психологически еще просто не в состоянии ее нести. Подросток не может в силу ограниченного жизненного опыта и неумения простраивать долгосрочные последствия своих действий оценить серьезность своего шага.

Даже если действие не импульсивно, а решение вынашивалось какое-то время, подросток зачастую просто не в состоянии оценить последствия в контексте своей жизни.

Ожидание результатов (например, в учебе, в занятиях), чтобы окупились вложенные в ребенка усилия (кружки, студии, репетиторы и т.п.)

Вместо этого подросток может, напротив, бросить все, чем он занимался, даже если достиг в этом определенных успехов, отказаться от того, что раньше составляло большую часть его жизни и залечь на диване/засесть в интернете/часами пропадать на улице/болтать «ни о чем» по телефону.

Неготовность к определенным проявлениям – курение, пробы алкоголя, наркотиков, бурное сексуальное развитие или раннее начало половой жизни.

Если родитель не проходил это в собственном опыте или с другими детьми (и даже если проходил) подобные события именно в случае с этим ребенком становятся шокирующими.

Здесь опасными становятся ярлыки и штампы, которые очень быстро приклеиваются – типа «наркоман», «проститутка». Может возникнуть мнение, что это «гены», неискоренимое влияние дурной наследственности.

Неготовность обсуждать тему происхождения подростка, страх, неприятие кровных родителей. Может возникать ревность, если подросток проявляет любовь к кровным родственникам, страх, что он «выберет», захочет уйти к кровной матери.

Самоидентификация - одна из важных возрастных задач подростка. В связи с этим актуализируется потребность в информации о кровных родителях, или чувства, связанные с ними (это может проявляться и как стремление найти их, и как негативизм, отказ что-либо слышать, явная или скрытая агрессия к ним).

Часто эта тема болезненна для приемных родителей. Если тема в семье замалчивается, избегается, это создает дополнительное напряжение и для родителей, и для подростка, поле для домыслов. Много внутренних ресурсов уходит на подавление связанных с темой эмоций. Бывает, что приемные родители отзываются о кровных негативно, и важно понимать, что в этом содержится скрытое послание подростку – «ты плохой» (потому что те, кто тебя родил, плохие). Подросток может бессознательно «пойти по кривой дорожке» - начать пить, употреблять наркотики и т.п., поскольку неосознанная потребность в идентификации с кровными родителями на самом деле есть.

Здесь добавляется еще такая тема, как агрессия подростка по отношению к кровным родителям(прежде всего, к матери). Это может быть очень глубинный и, что важно, бессознательный процесс – гнев за то, что бросила, не защитила, оставила в одиночестве и т.д. Как правило, количество и истинный «адресат» этой агрессии не осознаются, но эта составляющая всегда есть. Приемная мама получает все эти эмоции, направленные на себя, как наиболее значимая для подростка фигура.

В этой таблице кратко зафиксируем конфликтогенные моменты в отношениях родителя и подростка:

Позиция родителя Проявления подростка
Ожидание благодарности за вложенный в ребенка труд. Хамство, заявления, что не хочет жить в семье, может пойти в опеку.
Ожидание определенных результатов в учебе, в занятиях. Безразличие к учебе, может бросить все занятия.
Неготовность к определенным проявлениям и к работе с такими ситуациями. Растерянность, сильные эмоции. Категоричность в суждении о подростке, «виноваты гены». Курение, употребление алкоголя, наркотиков, ранние половые связи, плохая компания.
Неготовность обсуждать тему происхождения подростка. Подавленные или непережитые эмоции по отношению к его кровным родителям (страх, гнев, презрение и т.п.) Интерес к кровным родителям, стремление узнать о них больше, проявления любви, сравнения не в пользу приемных родителей.
Агрессия (в том числе, неосознанная), негативизм, отрицание.


Родители во взаимодействии с подростком:

Часто за поведением родителей стоит неготовность изменения своей родительской позиции, перехода от отношений с маленьким ребенком, который зависим от взрослого, к отношениям, больше основанным на диалоге и взаимном уважении, учитывающим возрастные потребности и задачи подростка, а так же его индивидуальность.

Это может проявляться как:

  • жесткие рамки (либо так, либо никак);
  • гиперконтроль, требование отчитываться за каждый шаг;
  • отказ предоставлять личное пространство подростку (начиная от своей комнаты или угла в доме, продолжая свободным временем, собственными деньгами и т.п.);
  • отказ предоставлять выбор подростку даже там, где он вполне посилен и не представляет угрозы для жизни и здоровья.

Также за действиями родителей подростка может стоять страх, что подросток будет неуспешен в жизни (не будет учиться – выгонят из школы – не устроится на работу – не сможет жить самостоятельно; бросил секцию – ничего в жизни не добьется – скатится на социальное дно).

В приемной семье этот страх усиливается, т.к. присутствует мнимый или действительный социальный контроль, опасность внешней оценки успешности родителя в выполнении своих родительских функций. Именно этот страх часто заставляет родителей ужесточать требования.

Многое зависит от того, какие установки есть у родителя на тему успешности. Например: «Хорошие оценки – залог успеха в будущем».

«У подростка не должно быть свободного времени, оно все должно быть занято учебой и дополнительными занятиями».
Это может быть повторение собственного опыта, не всегда удачного. Или родитель стремится в воспитании избежать ошибок, которые, как он считает, были в его жизни.

Еще одна тема – психологические травмы приемных родителей. Многие травмы, последствия нарушенных детско-родительских отношений или каких-то событий в личной истории, продолжают влиять на жизнь взрослого человека. Определенные проявления подростка могут становиться для родителя не просто неприятными, а именно травмирующими. Запускаются бессознательные механизмы, и родитель попадает в острые переживания или с трудом контролируемую агрессию. В этом состоянии взрослый может регрессировать и из взрослой позиции перейти в детскую.

Также бывает, что подросток и родитель «совпадают» по травме (например, опыт сексуального насилия в прошлом), и тогда в их контакте происходит ретравматизация. В подобных ситуациях сложность в том, что их трудно предугадать и подготовиться к ним. Очень важно, насколько родитель осознает проблему и готов работать со своим состоянием.

О ресурсах в отношениях родителей и подростка:

Противоречия и конфликты между подростком и его родителями могут привести к потере контакта и нежеланию или невозможности его восстанавливать. Это один из основных рисков данного этапа, т.к. подросток в этом случае теряет близкого взрослого, который может позаботиться о его физической и психологической безопасности, к которому можно обратиться за помощью.

Сохранение отношений, возможность разговаривать о чувствах и переживаниях, выражать эмоции – то, что помогает пройти через этот непростой период. Важно помнить, что тяжело как родителю, так и подростку, каждому по-своему. И то, какой ресурс для самоподдержки есть у каждого из них, влияет на их взаимодействие.

Что может помогать родителю:

  • Взрослому очень важно быть внимательным к себе, знать и использовать свои собственные способы, которые помогают восстановить физическое и эмоциональное состояние. 
  • Кроме того, это возможность и готовность обратиться за помощью к друзьям, родственникам, в сообщества приемных родителей.
  • Возможность брать паузу - начиная от 15 минут в течение дня, посвященных только себе/ час-два прогулки или занятий вне дома/ вечер, когда подросток ночует у знакомых/ или неделя, месяц, несколько месяцев, когда подросток в лагере.
    Часто такая пауза становится глотком свежего воздуха для семьи, возможностью «остыть», переосмыслить происходящее, да и просто физически отдохнуть друг от друга.
  • Отдельно выделим готовность обращаться за помощью к специалистам.

Дополнительным ресурсом становятся:

  • Знание возрастных особенностей (физиология, психология, возрастные потребности и задачи).
  • Информированность об особенностях приемных детей и подростков, о том, как проходит адаптация.
  • Готовность к диалогу с подростком (интерес к его мыслям, чувствам, мнению).
  • Воспоминания о своем подростковом возрасте.

Общие рекомендации родителям подростков:

  1. Предоставить личное пространство. У подростка обязательно должны быть личные вещи, неприкосновенные для остальных членов семьи. Если нет своей комнаты, то по-другому организованное место.

  2. Зона ответственности (это могут быть какие-то обязанности по дому, закрепленные за подростком).

  3. Зона свободы – например, возможность выбора и принятия решений. Это могут какие-то небольшие моменты (начиная от того, что надеть или что есть на завтрак), в которых выбор подростка принимается взрослым.

  4. Небольшая сумма карманных денег, которую подросток может тратить по своему усмотрению. (Это предполагает дополнительную работу родителя – познакомить подростка с семейным бюджетом, статьями расходов, из каких соображений распределяются деньги в семье.)

  5. Совместные обсуждения некоторых общесемейных вопросов, планов.

  6. Желательно найти приятные и родителю, и подростку способы совместного времяпрепровождения (не связанные со школой и выполнением домашних заданий).


АРХИВ ПО МЕСЯЦАМ