Социальная адаптация

Дети, оставшиеся без попечения родителей, после выпуска из детского дома имеют весьма ограниченный социальный опыт, не имеют знаний и навыков, необходимых для интеграции в общество и начала самостоятельной жизни.

У детей, воспитывающихся в системе детских домов, зачастую отсутствуют:

  • мотивация к учебе, познанию нового и саморазвитию,
  • потребность и навык принятия решений и как следствие – взятия на себя ответственности за происходящее (есть определенный уклад в учреждениях, где все решения за детей принимают взрослые и контролируют выполнение этих решений),
  • знание о том, что и как будет после выхода из учреждения и понимание как действовать в незнакомой обстановке/ситуации,
  • доверительное общение с компетентным взрослым, нет взрослого друга, человека, с которым можно поделиться, посоветоваться в сложной ситуации.

Под конечной целью социальной адаптации выпускника мы понимаем его полную автономность в обеспечении собственной жизни, способность принимать ответственные решения и осознавать их последствия и самостоятельность при выходе из кризисных ситуаций. Для достижения этой цели фондом разработан ряд проектов, направленных на различные возрастные категории и ставящих перед собой различные задачи.

Задачи программы:

  • Воспитывать в детях и способствовать формированию взрослой позиции (способности принять решение, осознавать и нести за него ответственность).
  • Формировать мотивацию к учебе и помогать в разрешении проблем, возникающих у участников в этой области.
  • Оказывать помощь в решении личных проблем и конфликтных ситуаций в жизни участников.
  • Способствовать адекватной оценке своих способностей, консультировать и направлять в выборе профессии участников программы.

Целевая аудитория – воспитанники и выпускники детских домов/школ-интернатов, дети в тяжелой жизненной ситуации.

Все мероприятия программы реализуются в единой концепции, включающей в себя следующие принципы:

  • Свобода выбора – возможность для участника совершать любые действия (не противоречащие правилам программы, а также физической и психологической безопасности участников). Минимум запретов и их максимальная осмысленность.
  • Ответственность – следствие свободы выбора. Цель - создание максимальной связи между действиями участников и последствиями этих действий. Дать возможность насладиться результатами.
  • Уважение – отношение к участнику, основывающееся на понимании того факта, что мы имеем дело с другим человеком, с его внутренним миром, убеждениями и свободой воли.
  • Партнерская позиция взрослого, взаимоотношения на равных – залог того, что ребенок сможет почувствовать себя равноправным соавтором процессов, происходящих на программе. Это дает ему ощущение собственной значимости, самостоятельности и, как следствие, помогает полнее прочувствовать собственную уникальность.
  • Осознанность – это ответ на вопрос: «что, зачем я делаю в данный момент?», видение последствий своих действий и причин полученного результата. Осознание того, что именно хочется получить от программы – первый шаг для достижения ожидаемого как для участников, так и для инструкторов.
  • Безопасность. Суть заключается в обеспечении максимальной безопасности – как физической, так и психологической. Основная задача в том, чтобы научить человека предвидеть опасности, создавать правила и следовать им.

Тренинги «Ступени»

Цикл психологических тренингов, направленных на комплексное развитие. Включает очные и онлайн групповые занятия, нацеленные на познание себя, развитие коммуникативной и эмоциональной сфер личности, а также на развитие когнитивной сферы, внимания, памяти и мышления.

Групповые программы

Многодневные программы, которые проводятся на территории учреждения или в Москве. Включают тематические и досуговые мероприятия, направленные на расширение кругозора, знакомство с нормами поведения в обществе, стилями коммуникации и т.д. Программы проводятся по следующим направлениям: профориентация («Шаг в профессию», «Калейдоскоп ремесел», «Формула выбора», «Групповая стажировка»), здоровый образ жизни («ЗОЖ»), формирование гендерной идентичности («А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!»), раскрытие творческого потенциала («Вдохновение»).

Индивидуальная поддержка

Сопровождение подопечных в индивидуальном формате: наставничество, индивидуальные стажировки, поддержка выпускников.

Фонд на постоянной основе курирует несколько пар Наставник-Подопечный. Наставники помогают своим подопечным участвовать в программах фонда, поддерживают постоянный контакт с детьми, при необходимости обращаются за психологической консультацией к нашим специалистам.

Индивидуальные стажировки проводятся ежегодно в период летних каникул для наиболее мотивированных ребят, которые уже имеют достаточно определенные представления о том, в какой профессии они хотят развиваться.

Совместные проекты

Проекты, реализуемые в сотрудничестве с дружественными организациями.

  • Проведение Школы наставников для БФ «Дети Марии». В рамках школы проводились тренинги, лекции и семинары, а также последующая супервизия. Было подготовлено не менее 10 наставников, которые сформировали пары с подопечными фонда «Дети Марии».

  • Поддержка Елатомского детского дома для особых детей, в рамках которой в течение нескольких лет мы занимаемся организацией стажировок, дополнительного образования коллектива учреждения, супервизий, экстренной материальной помощью, что, при поддержке администрации учреждения и персонала приводит к улучшению качества жизни воспитанников. Проходит при поддержке компании «Джонсон и Джонсон».

  • «Пушкинский – воспитанникам детских домов и интернатов». Совместный проект с компанией «Ланит». В рамках программы участники знакомятся с музеем, узнают техники работы с художественными материалами.

Новости программы

Приглашаем волонтеров к сотрудничеству с фондом
17.04.2024
Сейчас нам особенно нужны программист Bitrix, иллюстратор, видеограф, блогер, журналист, фотограф, педагог или психолог. Присоединяйтесь!
«Весенние мастерские» подводят итоги
09.04.2024
Весенние каникулы 15 ребят из Нижнего Новгорода, Павлово, Кирова и Тужи провели в Москве на программе социальной адаптации.
Мы все мечтаем. Социально-благотворительная акция с «МТС-Банком»
03.04.2024
Благодарим всех участников акции МТС Банка «Мы все мечтаем» и делимся мечтами наших ребят – теми, что уже сбылись и которые сбудутся благодаря вашей поддержке.