Представляем вашему вниманию сборник материалов «Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение», выпущенный в 2015 году. Сборник содержит региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей.
Авторы издания - психологи, педагоги, сотрудники учреждений для детей-сирот и центров психолого-педагогической помощи, приемные родители.
Издание подготовлено специалистами Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми в рамках программы «Содействие семейному устройству детей с проблемами развития и сопровождение приемных семей с особыми детьми: что могут НКО?»
Сборник посвящен широкому кругу вопросов помощи «особому» ребенку в семье и учреждении, содействия семейному устройству «особых» детей, сопровождения семей, взявших на попечение ребенка с особенностями здоровья, профилактики родительского «выгорания» и возвратов ребенка в учреждение, а также социализации и интеграции «особого» ребенка и его семьи в общество.
Отдельно рассматривается проблема притока в сиротские учреждения детей с ограниченными возможностями при наличии дееспособных родителей и возможные пути ее решения.
Также особое внимание уделено такой мало пока освоенной теме, как поиск возможных альтернатив помощи выросшему «особому» ребенку, включая создание адекватных его возможностям условий проживания, трудоустройство и адаптацию в социуме.
Собранный материал может быть интересен специалистам по семейному устройству, психологам и педагогам, работающим с приемными детьми и детьми в учреждениях, сотрудникам некоммерческих организаций, осуществляющих помощь детям и семье, специалистам детских учреждений и служб сопровождения, приемным родителям и широкому кругу людей, интересующихся проблемами социального сиротства и путями их решения.
Содержание
В семью или из семьи: вопросы содействия семейному устройству и сохранения семьи для особого ребенка
-
Риски и перспективы семейного устройства детей с проблемами развития. Битова А.Л., Фадина А.К.
-
Технология сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы ГБУ ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»). Романова Е.А.
-
Шансы на семейное устройство детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Сегодня и завтра. Князева Н.В.
-
Подготовка профессиональной приемной семьи к приему ребенка‐сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Скворцова Е.И.
-
Дополнительное образование как средство продвижения особого ребенка раннего возраста в приемную семью. Лидовская К.М.
-
Новая семья для сиблингов. Леонова Е.Е., Лаврентьева З.И.
-
Практика устройства ВИЧ‐позитивных детей‐сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, на семейные формы воспитания в Крыму. Березина Е.В.
Дети в учреждении: опыт помощи
-
Развитие и нарушение привязанности у воспитанников детского дома и коррекция этих нарушений в индивидуальной работе. Просветова Е.В.
-
Почему дети просят собаку? Быстрова Н.А.
Сопровождение приемных семей
-
О необходимости «де‐технологизации» помощи детям. Гурова Е.В., Лотарева Т.Ю.
-
Приемные семьи с особыми детьми в маленьком сообществе: жизнь как на ладони. Чернова А.А.
-
Комплексное сопровождение семей с приёмными детьми (из опыта работы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр психолого‐педагогической, медицинской и социальной помощи» Пронского района Рязанской области (МБУ ДО «ЦППМиСП»)). Сальникова Г.А., Лагуткина О.А.
-
Ребенок с особыми потребностями может вырасти счастливым. Гарипова Т.Н., Разуменко В.В.
-
Сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Харламова Ю.А.
-
Особенности работы специалиста с семьей, обратившейся за помощью, или
«А в чем, собственно, проблема?» Фещенко М., Франтова Д.
-
Подготовка кандидатов к приему ребенка со «специфическими» особенностями. Скуратовская И.П., Никулина М.Н.
-
«Сопровождение» и «сопровождение». О разных подходах педагогического сопровождения. Кобыща Е.И.
Специалисты в помощь приемному ребенку
-
Программа психологической подготовки приемных детей к школе. Неупокоева О.
-
Работа с приемными семьями, воспитывающими детей с особенностями развития (опыт реализации проекта «Семейная гармония»). Ахметова Э.Ф.
-
Коррекционно‐развивающая программа для подростков «Мой успех создаю сам» (из опыта работы с приемными подростками). Байрамова Л.В., Фещенко М.В.
-
Описание случая применения ПЕТ‐терапии в комплексной коррекционной работе с ребенком с нарушениями эмоционально‐волевой сферы (программа реализована совместно с фондом P.E.T.: http://www.petfund.ru). Пушкова Л.В.
-
Поддержка творческих способностей приемного ребенка через общение и художественную деятельность. Николаев М.М.
Особый ребенок в образовательном процессе: как помочь?
-
Школьные проблемы приемных детей. Кукуркина С.В.
-
Метод групповой работы «Круг Друзей» в образовательных учреждениях. Миронова С.А.
-
Помощь педагогам в понимании причин трудного поведения приемного ребенка в школе. Стратегии совладания. Неги А.А.
-
Создание условий для развития самостоятельности выпускников детских домов в клубах «Большой Перемены». Зверева Е.А.
«Я больше не могу!»: профилактика и сопровождение возврата
-
Работа по предотвращению возвратов и минимизации последствий. Синкевич А.Ю., Гусарова Н.В.
-
Я больше не могу! Канунникова Ю.Ю.
-
Профилактика отказов от детей из замещающих семей: риски и ресурсы. Темботова М.М.
Взрослая жизнь особого ребенка: ограничения или возможности?
-
«Уютный и красивый дом, мне сказкой кажется и сном». Львова‐Белова М.А.
-
«То, что мы играем – и есть жизнь». Газарян А.А., Львова‐Белова М.А.
-
Расширение возможностей воспитательной среды учреждения для детей‐сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством использования Модуля самостоятельного проживания. Оборина Ю.А.
-
«Стать родителем особого ребенка по собственному желанию». Ягодина М.В.
-
Профилактика возвратов приемных детей из семей в учреждение. Из опыта работы консультативной службы специализированного дома ребенка №9 для кандидатов в приемные родители. Семенова О.Е.
-
Приемные дети с инвалидностью после 18 лет. Наш проект. Клименко Н.А.
-
Детям нужны любовь и уважение, а не материальные блага (опыт матери двух детей, выросшей в московских интернатах). Мартынова А.Ю.
В копилку приемным родителям
-
Что делать, если ребёнок кажется безнадёжно плохим? Эрлих М.С.
-
Приемные родители, объединяйтесь! Змейков Ю.Б.
Рассказы родителей
-
Большое сердце маленького человека. Ручкина О.В.
-
Дениска и Оля. Некрасова И.
-
Живые истории, реальные события семьи Муленковых. Муленкова Н.С.
-
Сердце матери. Семья Колмыковых
-
Морковный сок для мамы. Семья Медведевых
-
Как сказка стала былью. Семья Проскурдиных
-
Вечные дети – или особые взрослые? Бейлезон С.В.
Если вы заинтересованы в получении сборника, отправьте заявку с краткой информацией о вас или вашей организации на адрес [email protected], и мы вышлем его вам по почте.